Об альманахе

Предисловие к третьему выпуску (№3/2018)

Вступительное слово к изданию, тем более такому объемному, как «Панорама искусств», это почти всегда что-то вроде манифеста редакции. Что же манифестирует третий номер альманаха? Во-первых, многожанровость и полистилизм сборника – как продолжение традиций «Панорамы» наших предшественников и как следствие индивидуальной свободы авторов статей. А во-вторых… Об этом необходимо сказать более подробно и развернуто. 

Каждый выпуск конечно же формируется по-своему. Раскроем одну из особенностей «кухни» сложения данного номера. В него вошли статьи, пришедшие в редакцию, как говорится, своим ходом, без инициирования с нашей стороны. Неожиданно этот статейный ряд оказался столь целостным по своей идее, что нам пришлось отложить на время первоначальный тематический замысел (какой – читатель узнает в следующем, четвертом номере) и приступить к работе над поступившими материалами. В чем же состоит их идейная целостность? Во внимании к творческой биографии, к жизни художника как уникальному факту истории искусства. Более того, судьба творца демонстрирует свою определяющую роль в развитии историко-художественного контекста.

Историю искусства можно изучать как смену стилей, направлений, тенденций и пр., и тогда индивидуальность художника отступает на задний план. Здесь же каждая творческая судьба самозначима. Такой подход к рассмотрению художественного процесса нам представляется сейчас очень актуальным, ибо делает историю искусства живой и многоликой. Практически в каждой статье, независимо от того, в какой раздел она входит, воссоздается личность художника со всеми ее страданиями и радостями, переживаниями жизненных коллизий, подчас трагических, а также во всем многообразии ее поэтических, человеческих, социальных характеристик и связей. И что самое главное: авторы показывают суверенность творческой личности и ее артистического высказывания, по большому счету – кратную таланту независимость воли художника от житейских обстоятельств. В этом – оптимистический пафос номера, представляемого читателю. 

Главный редактор Ольга Костина


Предисловие ко второму выпуску (№2/2017)

Во время работы над вторым номером возрожденной в прошлом году «Панорамы искусств» мы вновь почувствовали преимущества избранного типа издания. Сформулировали тезис: альманах – это роскошь человеческого общения: и с читателями, и с авторами. Действительно, мы в полной мере ощущаем радость редакторского погружения в представленные авторами уникальные материалы. Они разнообразны по тематике и жанрам, в них ярко выражен индивидуальный подход к рассматриваемому предмету и личность пишущего – его творческий темперамент, эмоциональность, склонность к тому или иному роду литературы: эпике, лирике, романтике и даже детективу. Не ограниченные специфическим лаконизмом более лапидарных изданий, тексты в своем большинстве отличаются свободным дыханием, широким «шагом» и яркостью изложения. Это вызвано геномом принципов, лежащих в основе литературы альманашного типа, а именно – эстетизмом, художественностью, волей к самовыражению. 

Возникнув в древности как астрономический календарь, альманах по прошествии столетий превратился в литературный сборник. В России XIX века альманах становится одним из самых распространенных типов издания. Тиражи таких сборников растут на рубеже XIX–XX веков. А в прошлом столетии, с периода оттепели, альманахи, получив новый импульс к развитию, часто становятся прибежищем гуманитарного вольнодумства. 

На волне искусствоведческого свободомыслия начинался в 1970-е годы и альманах «Панорама искусств». В этом выпуске, как и в последующих, читателя ждут профессиональные, но обязательно художественные тексты, не скованные академическим каноном, влекущие к путешествиям в разные эпохи и страны, по городам и весям, усадьбам и музеям, мастерским художников, к книгам, в конце концов. Да, мы культивируем такую разновидность рецензии, которая может дать широкое представление о содержании искусствоведческой книги, авторе и одновременно отразить точку зрения рецензента. Еще одна черта нашего издания: продолжая традиции старых выпусков, мы при составлении альманаха отдаем приоритет мемуаристике как особому жанру литературы. И этот номер наполнен духом воспоминаний, проникнуться которым мы и приглашаем читателей.

Главный редактор Ольга Костина


Предисловие к первому выпуску (№1/2017)

Ровно сорок лет назад в Москве, в издательстве «Советский художник», стал выходить альманах «Панорама искусств». Это было неординарное событие в научной, художественной и издательской жизни, не терявшее своей актуальности на протяжении выхода всех тринадцати выпусков сборника. В них освещались в основном изобразительные искусства и архитектура. «Панораму» ждали с нетерпением, прочитывали от корки до корки; огромные тиражи ежегодника расходились буквально в считанные дни.
Возрождая одно из самых интересных и успешных изданий 1970– 1980-х годов – завершающего периода советской истории, – мы не пытаемся дважды войти в одну и ту же реку. Отнесенные течением жизни в иную эпоху, мы, тем не менее, отдаем дань всему лучшему, что было в предыдущие времена. Среди этого лучшего в искусствоведческой периодике – несомненно, «Панорама искусств», выходившая по инициативе и трудами Юрия Максимилиановича Овсянникова, одного из самых ярких и талантливых издателей своего времени.

Первый раздел выпуска мы посвящаем его памяти. Обозначая генетическую связь нынешней «Панорамы искусств» с предшествующей, мы сохраняем формат и структуру выпусков, переносим в наше издание – с небольшими изменениями – названия рубрик, добавляем новые. Видя образ возрожденного альманаха развивающимся и отвечающим запросам времени, мы, однако, будем стремиться к сохранению не «буквы», а «духа» прежней «Панорамы» – увлекательности текстов об искусстве, рассчитанных на самый широкий круг читателей.

Поэтому так разнообразен, в продолжение традиций издания, жанровый спектр статей сборника. Это и мемуаристика, и публикация находок, и переоценка этапов истории искусств, и воскрешение забытых имен, и знакомство читателей с памятниками, обнаруженными авторами во время их научных путешествий, и разговор художника «от первого лица», приобщающий читателя к тайнам творчества.

Не являясь в целом строго тематическим, данный выпуск имеет внутри отдельных рубрик несколько стержневых тем, являющихся искусствоведческим откликом на юбилейные даты (например, 1000-летие присутствия русского монашества на Афоне, 100-летие Октябрьской революции) или современные исторические события (война в Сирии и варварское разрушение бесценных памятников). Темы подсказываются самой жизнью, и мы, как и наши предшественники, будем прислушиваться к ее художественному пульсу. 

 Главный редактор Ольга Костина