В нескольких крупных музейных и частных коллекциях мира хранятся удивительные произведения – стаканы с изображением ландшафтов, созданные в уникальной технике межстеклянной аппликации.
Должны были пройти годы, чтобы об Ольге Розановой смогли заговорить как о гениальном творце – художнике первого ряда.
Музыкант, художник и поэт Анатолий Францевич Микули, принадлежал к культурной элите эпохи модерна
Роман Семашкевич – один из примечательных, и, увы, недостаточно известных широкому зрителю русских художников советского времени.
О художнике Соломоне Бенедиктовиче Телингатере вспоминает его сын
От редакции
В конце рубрики «Коллекции, произведения, художники», самой насыщенной в этом номере, мы публикуем два монографических очерка, без преувеличения – лирических эссе известных искусствоведов, воссоздающих образы своих героев, наших недавних современников, эмоционально, даже страстно, вне академических канонов. В данном случае это Дмитрий Владимирович Сарабьянов (1923–2013), классик отечественного и мирового искусствознания. Он предстает перед читателем как личность глубокого поэтического дара, являющегося ключом к пониманию мировосприятия и научного творчества крупнейшего ученого-гуманиста ХХ века.
Наталья Алексеевна Егоршина (1926–2010) принадлежит к поколению мастеров, творческий взлет которых начался в эпоху оттепели.
В 2005 году в Русском музее состоялась выставка «Одеть картину», на которой впервые в России рама была показана как объект искусства. Более того, инициатор и куратор выставки Татьяна Карпова организовала первую российскую конференцию по картинным рамам. Интерес отечественных специалистов, антикварщиков и широкой публики к картинным рамам постепенно растет. А что же происходит в Европе, где еще в конце XIX века началось изучение рам? Как там обстоит дело с их коллекционированием, сохранением и реставрацией? Эти вопросы затрагиваются в публикуемой ниже беседе российского специалиста по картинным рамам Оксаны Лысенко и немецкого коллекционера и реставратора Олафа Лемке.
Статья директора Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (с. Константиново) Бориса Иогансона посвящена дару английского собирателя и крупного есениноведа Гордона Маквея. Коллекционер передал музею архив ценных документов – свидетельств жизни и творчества поэта. Среди них – портрет Есенина работы Давида Бурлюка.
Сестра Иоанна – иконописец русской эмиграции. Ее становление как личности, монахини и художника осуществилось благодаря влиянию одного из крупнейших русских философов и богословов, о. Сергия Булгакова. Вернувшись на Родину, она привезла с собой особенный духовный багаж, то религиозное воспитание, которого были лишены советские люди в своем большинстве. Статья Брониславы Поповой рассказывает о важном этапе в жизни художницы-инокини. Этим этапом стали росписи часовни в Лондоне, запечатлевшие воззрения сестры Иоанны на пути истории ХХ века и судьбы Православной Церкви.
Данный раздел завершают две персоналии. Выбор имен современных мастеров – героев очерков – сделан самими авторами статей, известными искусствоведами. Руководствуясь своими эстетическими пристрастиями, они дают интерпретацию как искусства представляемых ими живописца и скульптора, так и контекста – современного художественного процесса.
Даже поверхностный взгляд на выставки московской скульптуры позволяет обнаружить немалые противоречия. Что-то воспринимается в ней как вариации уже исчерпанного или былых открытий, превратившихся в банальность. Во многих случаях неизбежным спутником профессионализма становится эмоциональная индифферентность образов.
На заре своего существования Cоветское государство пережило настоящую «музейную лихорадку». Азарт создания в городах и весях России музеев как просветительских центров, которые приобщали бы население к новым течениям в искусстве, охватил разные слои интеллигенции, в том числе художников. Некоторые из них – В.В. Кандинский, В.Е. Татлин, Д.П. Штеренберг, А.В. Грищенко, А.М. Родченко, Н.И. Альтман – с готовностью включались в дело музейного строительства. В круговорот произведений, распределяемых по российским музеям, попадали в основном работы представителей авангарда. Этот процесс, начавшийся в 1918 году, к концу 1920-х уже завершился. Но вспышка интереса к искусству, отмеченному новым видением формы, оставила свой яркий след в фондах целого ряда российских музеев, в том числе региональных. Публикуемая статья восстанавливает последовательность событий в ходе послереволюционной музейной перестройки.
Эпоха перемен, от которой много веков назад предостерегал китайский мудрец, с лихвой выпала на долю одного из лучших отечественных художников первой половины ХХ века Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878–1939) и его современников. Первая русская революция 1905–1907 годов, нашедшая отражение в творчестве многих деятелей культуры и искусства – Л.Н. Толстого, И.Е. Репина, В.А. Серова, С.Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной и др., – не затронула Петрова-Водкина, поскольку тогда он жил и работал за границей с целью закрепления и развития своего образования, Зато события и последствия Первой мировой войны, Февральской буржуазно-демократической революции и Октябрьского переворота 1917 года художник испытал и прочувствовал в полной мере.
Первые послереволюционные десятилетия в истории ювелирного дела России традиционно считаются «темными». Однако в действительности это далеко не так. Памятники отечественного ювелирного искусства 1920–1930-х годов показывают, что в это время ювелирам не были чужды творческие поиски. Несмотря на официальное пренебрежение к данному виду художественного творчества, в нем синтезировались традиции предреволюционных авангардных стилистических направлений, принципы интернационального стиля ар-деко и разработки ювелиров Советской России. Эти поиски были инспирированы развитием идеологии и процессом индустриализации, и они ставили цель – утвердить новый социальный статус ювелирных изделий. Кроме того, стилистические особенности ювелирного искусства этих лет позволяют выделить две четко обозначенные тенденции: отторжение по идеологическим принципам традиционных видов украшений и создание альтернативных художественных объектов – советской фалеристики. В эти же годы происходит зарождение авторского ювелирного искусства, апеллирующего к узкому кругу художественной элиты.
Где купить