Из истории музейного дела в послереволюционной России

Из истории  музейного дела  в послереволюционной  России

На заре своего существования Cоветское государство пережило настоящую «музейную лихорадку». Азарт создания в городах и весях России музеев как просветительских центров, которые приобщали бы население к новым течениям в искусстве, охватил разные слои интеллигенции, в том числе художников. Некоторые из них – В.В. Кандинский, В.Е. Татлин, Д.П. Штеренберг, А.В. Грищенко, А.М. Родченко, Н.И. Альтман – с готовностью включались в дело музейного строительства. В круговорот произведений, распределяемых по российским музеям, попадали  в основном работы представителей авангарда. Этот процесс, начавшийся в 1918 году, к концу 1920-х уже завершился. 

 Но вспышка интереса к искусству, отмеченному новым видением формы, оставила свой яркий след в фондах целого ряда российских музеев, в том числе региональных. Публикуемая статья восстанавливает последовательность событий в ходе послереволюционной музейной перестройки. 

C 1918 года при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса РСФСР стал формироваться фонд современного искусства как будущая основа для создания музеев нового типа – Музеев живописной культуры (МЖК). Они комплектовались произведениями современных художников различных направлений и стилей, приобретенными в Государственный художественный фонд Закупочной комиссией под председательством В.В. Кандинского.

Одна из главных задач советской власти в первые послереволюционные годы заключалась в разработке основ новой государственной музейной политики и проведении организационных мер по централизации музейного дела в стране. Отдел изобразительных искусств совместно с Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе проводил большую работу по реорганизации старых и строительству новых музеев, по координации деятельности столичных и периферийных музеев. К этой работе привлекались наиболее активные представители творческой интеллигенции, специалисты-искусствоведы, сотрудники музеев, художники.

В эти годы российские музеи пополняли свои коллекции из национального музейного фонда всероссийской художественной сокровищницы. Инициатором его создания был И.Э. Грабарь, в то время заместитель Н.И. Троцкой, заведующей Отделом по делам музеев и охране памятников Наркомпроса. Фонд задумывался как некий гигантский «резервуар», из которого щедрой рукой, в государственном масштабе, должны были распределяться предметы искусства и старины по всем музеям – как столичным, так и провинциальным, пополнявшимся ранее скудно, случайно и вразброд.


Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 1, 2017 год
Автор:  Наталия Автономова
Кол-во иллюстраций:  9