Росписи сестры Иоанны (Ю.Н. Рейтлингер) в часовне Василия Великого в Лондоне (1945−1947)

Росписи сестры Иоанны (Ю.Н. Рейтлингер) в часовне Василия  Великого в Лондоне  (1945−1947)

От редакции

Сестра Иоанна – иконописец русской эмиграции. Ее становление как личности, монахини и художника осуществилось благодаря влиянию одного из крупнейших русских философов и богословов, о. Сергия Булгакова. Вернувшись на Родину, она привезла с собой особенный духовный багаж, то религиозное воспитание, которого были лишены советские люди в своем большинстве. Статья Брониславы Поповой рассказывает о важном этапе в жизни художницы-инокини. Этим этапом стали росписи часовни в Лондоне, запечатлевшие воззрения сестры Иоанны на пути истории ХХ века и судьбы Православной Церкви.

 

…В 1955 году сестра Иоанна (Юлия Николаевна Рейтлингер, 1898−1988) возвратилась из эмиграции в СССР. Она не была на Родине 34 года. Позади − Париж, почти двадцатилетнее общение с отцом Сергием Булгаковым, принятие монашества в 1935-м, писание икон и фресок во Франции (Медон), Англии (Лондон, Мерфилд), Праге. Сестра Иоанна вернулась не в Ленинград-Петербург, где родилась, а в Среднюю Азию. Эшелон с бывшими парижанами, пражанами высадили прямо на хлопковые поля, паспорта отобрали. Их вернули через месяц и объявили, что можно поселиться в близлежащем городе; им оказался Ташкент, столица Узбекистана. Здесь сестра Иоанна и прожила до конца своих дней.

В Ташкенте она зарабатывала на жизнь, расписывая платки. К иконописи сестра Иоанна вернулась в 1970-е годы на приходе отца Александра Меня, ставшего ее духовником (каждое лето она приезжала в Москву, бывала в Новой Деревне). Ее иконы «жили» в квартирах прихожан о. Александра, а встреча ее творчества с широкой публикой состоялась в 2000 году, когда в Музее им. Андрея Рублёва открылась выставка «Духовный мир и иконопись инокини Иоанны». Затем пришла пора изучения ее творчества: был выпущен альбом работ сестры Иоанны, разбросанных по миру (Варшава, Прага, Париж, Лондон, города СССР1), впоследствии был опубликован ее московский архив.

Парижские годы, а также период работы над росписями в Англии она вспоминала с великой радостью. Годам, неразрывно связанным с лекциями отца Сергия Булгакова, посвящена настоящая статья. Здесь же пойдет речь и о жизни на Сергиевском подворье в Париже, о совместных духовных прозрениях художницы и ее наставника. «За оградой небольшой холм, на нем храм, несколько немолодых простеньких домов. С улицы ведет ввысь тропинка-лесенка, а вокруг разрослись каштаны, вечно переливается листва их, тени пробегают по земле, зеленоватый полумрак, зеленая мурава по склону, так до самой церкви.

Это русский монастырь имени великого Святого. В стране нерусской ведет он свою жизнь, вызванивают колокола, идут службы, в соседнем помещении юноши изучают богословие». Тишиной и покоем веет от этих строк.

Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 2, 2018 год
Автор:  Бронислава Попова
Кол-во иллюстраций:  13