Сокровенная Россия в творчестве Николая Тужилина

Сокровенная Россия  в творчестве  Николая Тужилина

От редакции

Данный раздел завершают две персоналии. Выбор имен современных мастеров – героев очерков – сделан самими авторами статей, известными искусствоведами. Руководствуясь своими эстетическими пристрастиями, они дают интерпретацию как искусства представляемых ими живописца и скульптора, так и контекста – современного художественного процесса. Мы и впредь будем публиковать подобные материалы, давая возможность свободного профессионального высказывания в жанре творческой биографии – той области искусствоведческой литературы, которая была едва ли не главной в истории отечественного искусствознания, но стала, к сожалению, непопулярной в последние годы.

 В 2016 году Третьяковской галерее был сделан подарок художником Николаем Терентьевичем Тужилиным – две картины: «Читающая» и «Натюрморт с чайником». Непритязательные, простенькие мотивы. Но как по когтям узнают льва, так в этих скромных вещах виден весь непростой художник. Чуткие глаз и сердце в большом и малом, во всех сюжетах могут уловить единую авторскую мелодию, звучащую во всем творчестве мастера. В «Читающей» очертания женской фигуры, проступая из зыбкого серого сумрака, яснеют как будто у нас на глазах. Подвижный, слабо светящийся воздух вокруг героини – и среда обитания, и пространство ее мысли.

Книга в ее руках − точка соединения внешнего и внутреннего, материальный предмет и символ духовной жизни.

В нынешней московской, а может, и всей российской живописи художник Тужилин стоит особняком. Какая из двух столичных утвердившихся «школ» породила такую оригинальность – московская или питерская? Коллеги мастера колеблются, пытаясь причислить его к одной из них. Сам он не озадачен этим: говорит, что усвоил курс мастерства, учась в Ленинграде, а душою давно прикипел к Москве. Полагаю, что границы между питерской сдержанной строгостью и московской задушевной щедростью в искусстве Тужилина стираются, сливаясь в его совершенно особенном собственном синтезе.

Сами по себе его сюжеты традиционны до банальности. Все те же памятные со времен Саврасова (в свое время открывшего особую красоту русских задворок) отнюдь не туристически приманчивые, скорее − мало притягательные углы российской глубинки. Преобладает единообразное плоское пространство с редкой растительностью и словно затерявшимися в нем «вечными» избушками, с их неизменными, словно с Адамовых времен, неприметными обитателями и еще более смирной рабочей скотинкой, тихо пасущейся подле. Ни следа научно-технического прогресса под этим чаще всего неприветливым, вечно моросящим небом.

Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 2, 2018 год
Автор:  Ольга Петрочук
Кол-во иллюстраций:  15