Как создавалась «Панорама искусств». 1977–1990

Как создавалась  «Панорама искусств».  1977–1990

8 февраля 2016 года в Москве, в Государственном центре современного искусства отмечалось 90-летие Юрия Максимилиановича Овсянникова (1926–2001) – известного искусствоведа, писателя и крупнейшего издателя, деятельность которого точнее всего можно определить словом «просветительство». Это понятие, ускользающее из современного обихода, несет в себе многогранную смысловую нагрузку, вплоть до общественно-политической. В применении же к биографии Юрия Максимилиановича оно раскрывается в своем первозданно-филологическом значении, повествуя про свет, про «культурническую деятельность» (так у Д.Н. Ушакова), про нацеленность всех помыслов и энергии на приношение обществу знаний. Такая нацеленность и определила наиболее полную творческую самореализацию Ю.М. Овсянникова именно на издательской ниве. Он жил в атмосфере поклонения печатному слову, внушая это чувство окружающим его людям  и инициируя целые серии новаторских изданий, выход которых был, казалось бы, практически невозможен в ситуации идеологического прессинга в советское время. Недаром его первая книга «Путешествие в страну Разума» (1962) была посвящена сокровищам, хранящимся в Государственной библиотеке имени В.И. Ленина, и научным открытиям ее сотрудников.  А последняя публикация его воспоминаний, вышедшая в журнале «Звезда» (2002. № 11) через год после кончины Юрия Максимилиановича, так и называлась: «Рядом с книгами, вместе с книгами».

На вечере памяти Овсянникова, организованном его семьей: вдовой – писательницей, искусствоведом Ириной Сергеевной Ненарокомовой и сыном – искусствоведом, писателем, поэтом Максимом Юрьевичем Ненарокомовым, присутствовал круг людей, близко знавших Юрия Максимилиановича. Его бывшие сотрудники по издательству «Советский художник» вспоминали возглавляемую им редакцию ежегодников как оазис свободомыслия и творческого вдохновения, как профессиональную школу и одновременно школу жизни. Выпускаемая там периодика – толстые альманахи, посвященные разным видам искусства, музейному делу и состоянию искусствоведческой науки, – является сейчас безусловной библиографической ценностью, неким культурным феноменом, рожденным вопреки условиям времени. Именно на вечере памяти Овсянникова и родилась идея возобновления одного из самых любимых им альманахов – «Панорамы искусств». О работе над «Панорамой» вспоминает известный искусствовед и издатель Андрей Дмитриевичем Сарабьянов.


Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 1, 2017 год
Автор:  Ольга Костина / Андрей Сарабьянов
Кол-во иллюстраций:  10