Предполагаем, ищем, доказываем

«Дворцовый Ренессанс» эпохи Ивана III. Буслаевская Псалтирь

«Дворцовый Ренессанс» эпохи Ивана III. Буслаевская Псалтирь

Художественные новации в отечественном искусстве были современны знакомству русского общества с ренессансной культурой.

Подробнее

История одной картины А.П. Рябушкина 

История одной картины А.П. Рябушкина 

В статье речь пойдет об Андрее Петровиче Рябушкине, выдающемся, во многом необычном художнике конца XIX – начала XX века.

Подробнее

1942 год. Лондон. Неизвестная страница из истории русско-английских художественных связей 

1942 год. Лондон. Неизвестная страница из истории русско-английских художественных связей 

Тема русско-английских связей возникла в российском искусствознании давно. Данная статья представляет малоизвестную информацию о фактах художественной жизни Западной Европы.

Подробнее

«Чудо-юдо Рыба-кит». Загадочный образ в искусстве эпохи Андрея Рублёва

«Чудо-юдо Рыба-кит». Загадочный образ в искусстве эпохи Андрея Рублёва

В последнее время неожиданно стало уделяться повышенное внимание проблеме авторства произведений, связываемых с именем Андрея Рублёва. Небольшая группа реставраторов и искусствоведов сделала предметом самого современного научно-технического анализа рублёвское наследие, полагая узнать все секреты произведений самого Андрея Рублёва и тех, что ему приписаны. Можно не сомневаться, что подобные исследования дадут важные по обилию информации результаты. 

Подробнее

Несостоявшийся квартет

Несостоявшийся квартет

Известно, что в 1917 году Ида Рубинштейн решила поставить на французской сцене спектакль «Антоний и Клеопатра» по трагедии Шекспира. Она заказала новый перевод писателю Андре Жиду, музыку – И.Ф. Стравинскому, оформление спектакля – Л.С. Баксту. В процессе исследования творчества Л.С. Бакста и изучения его архива я столкнулась с письмами на французском языке, которые были определены как письма «неизвестного к Л.С. Баксту». Изучение и сопоставление документов позволило мне не только идентифицировать автора этих писем, но и воссоздать невероятно интересный сюжет взаимоотношений названных выше творцов в ходе их переговоров по поводу так и не состоявшейся постановки «Антоний и Клеопатра». История эта весьма поучительна – особенно в свете современной проблемы «актуализации классики». 

Подробнее

Рукописные номера журнала подмастерьев Казимира Малевича (1919) как выдающиеся памятники эпохи футуристической революции

Рукописные номера журнала подмастерьев Казимира Малевича (1919) как выдающиеся памятники эпохи футуристической революции

Статья Игоря Смекалова с предисловием Андрея Сарабьянова посвящена двум рукописным журналам Свободных Государственных художественных мастерских (СГХМ). Обе рукописи с футуристическими, кубистскими и супрематическими рисунками-вклейками, подготовленные в 1919 году московскими учениками, так называемыми подмастерьями, Казимира Малевича, были обнаружены в коллекции парижского Центра Жоржа Помпиду (Библиотека Василия Кандинского) Андреем Дмитриевичем Сарабьяновым. 

Подробнее

В.Э. Борисов-Мусатов: потерянная страница творчества художника

В.Э. Борисов-Мусатов: потерянная страница творчества художника

В 2016 году, работая в Отделе рукописей Государственного Русского музея с архивными документами В.Э. Борисова-Мусатова, мне удалось обнаружить небольшой ранний акварельный эскиз, который до сих пор оставался неизвестным. Эта работа одного из наиболее лирически самобытных мастеров Серебряного века позволяет глубже понять характер поэтического мышления художников эпохи модерна. Причем не только самого Борисова-Мусатова, но и других символистов, творчество которых определяет стилистику искусства рубежа XIX–XX веков. 

Подробнее

Райские птицы Бакста. О датировке эскиза «Жар-птица»  из Музея современного искусства  в Нью-Йорке

Райские птицы Бакста. О датировке эскиза «Жар-птица» из Музея современного искусства в Нью-Йорке

В 2016 году культурная общественность как России, так и Европы отмечала 150-летний юбилей крупнейшего русского художника Серебряного века, получившего мировую известность, – Л.С. Бакста. В Государственном Русском музее и в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялись масштабные выставки Бакста, к которым были изданы фундаментальные каталоги. В Москве, в издательстве «БуксМарт», вышла приуроченная к юбилею художника книга «Бакст в Париже» – результат многолетней исследовательской работы искусствоведа Елены Беспаловой. Она является автором целого ряда открытий в творческой биографии Бакста, сделанных благодаря тщательному изучению музейных собраний и архивов разных стран. С одним из таких открытий исследователь знакомит читателей на страницах нашего альманаха.

Подробнее