Райские птицы Бакста. О датировке эскиза «Жар-птица» из Музея современного искусства в Нью-Йорке

Райские птицы Бакста. О датировке эскиза «Жар-птица»  из Музея современного искусства  в Нью-Йорке

От редакции 

В 2016 году культурная общественность как России, так  и Европы отмечала 150-летний юбилей крупнейшего русского художника Серебряного века, получившего мировую известность, – Л.С. Бакста. В Государственном Русском музее и в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялись масштабные выставки Бакста, к которым были изданы фундаментальные каталоги. В Москве, в издательстве «БуксМарт», вышла приуроченная к юбилею художника книга «Бакст в Париже» – результат многолетней исследовательской работы искусствоведа Елены Беспаловой. Она является автором целого ряда открытий в творческой биографии Бакста, сделанных благодаря тщательному изучению музейных собраний и архивов разных стран. С одним из таких открытий исследователь знакомит читателей на страницах нашего альманаха.

В Музее современного искусства Нью-Йорка (МоМА) хранится эскиз костюма к балету «Жар-птица» работы русского художника Л.С. Бакста. Этот эскиз выделяется среди произведений мастера элементами кубизма, резкой гротескной манерой исполнения. Музей по праву гордится работой Бакста, и в 2013 году отметил ее 100-летие, что было отражено на сайте МоМА. Однако дата «1913» – неверна. И в данной статье я доказываю, что эскиз имеет другую дату.

В прошедших в Санкт-Петербурге и Москве выставках Л.С. Бакста, посвященных 150-летию со дня его рождения, западные музеи, в условиях политических санкций, ограничили свое участие весьма скромным вкладом. Российский зритель не увидел, например, таких важных произведений, принесших художнику мировую славу, как эскиз декорации к балету «Шехеразада» (1910), купленный французским правительством прямо во время премьеры в Гранд-опера, или серию эскизов костюмов «Жар-птица» (1909–1915), образ которой стал эмблемой труппы С.П. Дягилева «Русский балет» перед Первой мировой войной. 

Лев Бакст познал редкую прижизненную славу именно в антрепризе С.П. Дягилева (1909–1929), затмевая своих собратьев в предвоенные годы. Художники у Дягилева отвечали за определенные темы. А.Н. Бенуа любил галантный век Франции. Русскую сказку доверили А.Я. Головину. Л.С. Бакст «подмял» под себя много тем: античность, Восток, эпоха  романтизма. К русским образам Бакст обращался нечасто, но в многоцветии творчества художника пером Жар-птицы сверкают его эскизы костюмов к одноименному балету.

В 1909–1915 годах Бакст создал для Дягилева несколько костюмов Жар-птицы – и к балету на только что написанную музыку И.Ф. Стравинского, и к старинному балетному номеру из «Спящей красавицы», который Дягилев преподносил Парижу также под броским названием  русской сказки. Большинство этих эскизов создано в стилистике модерна. Один эскиз  из МоМА, исполненный в заостренно-кубистической манере, стоит в творчестве Бакста особняком.

Дату «1913» это произведение получило в фундаментальном труде Ирины Пружан, вышедшем в 1975 году. В подтверждение своей датировки исследователь не привела никаких доказательств. В 1990-е годы эта датировка уже подвергалась сомнению. Так, ее оспорил Александр Шувалов. На основе стилистической близости этого эскиза произведениям 1917 года – эскизам к опере «Садко» для Гранд-опера – он установил свою датировку: «1917».

Мои исследования документов позволяют датировать эскиз из МоМА совершенно точно – это 1915 год. 


Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 1, 2017 год
Автор:  Елена Беспалова
Кол-во иллюстраций:  17