«Чудо-юдо Рыба-кит». Загадочный образ в искусстве эпохи Андрея Рублёва

«Чудо-юдо Рыба-кит». Загадочный образ в искусстве эпохи Андрея Рублёва

В последнее время неожиданно стало уделяться повышенное внимание проблеме авторства произведений, связываемых с именем Андрея Рублёва. Небольшая группа реставраторов и искусствоведов сделала предметом самого современного научно-технического анализа рублёвское наследие, полагая узнать все секреты произведений самого Андрея Рублёва и тех, что ему приписаны. Можно не сомневаться, что подобные исследования дадут важные по обилию информации результаты. Столь же очевидно, что главная цель достигнута не будет и в конце концов признают, что методы научно-технического анализа не заслуживают того безоговорочного доверия, которым они пользуются сегодня. Ведь в таких исследованиях почти полностью игнорируется эстетическая, образная, духовная сторона искусства Андрея Рублёва, неразрывно связанная, как и у всякого большого мастера, с системой его работы над произведением, с техникой живописи.

Вне зависимости от этих изысканий наиболее достоверным произведением Андрея Рублёва, выполненным совместно с его учителем и другом Даниилом, являются сохранившиеся (не в полной мере) росписи 1408 года в Успенском соборе во Владимире. Здесь мое внимание привлекло изображение некого фантастического существа в одной из малоизученных сцен композиции «Страшный суд», долгое время не поддававшееся приемлемой интерпретации в научной литературе.

 «Страшный суд», предстающий самым сохранным циклом рублёвской росписи во Владимире, изображает Второе пришествие Христово и Страшный суд одновременно. Хотя значительная часть составляющих его элементов находит параллели в византийском и древнерусском искусстве X–XV веков1, по верному замечанию выдающегося сербского ученого-медиевиста Святозара Радойчича, «Страшный суд» Рублёва остается «неразгаданной тайной». Причем не только «в целом как живопись», – так полагал историк искусства2, но, по нашему мнению, и символико-иконографически.

Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 2, 2018 год
Автор:  Борис Дудочкин
Кол-во иллюстраций:  29