Рукописные номера журнала подмастерьев Казимира Малевича (1919) как выдающиеся памятники эпохи футуристической революции

Рукописные номера журнала подмастерьев Казимира Малевича (1919) как выдающиеся памятники эпохи футуристической революции

От редакции

Публикуемая ниже статья Игоря Смекалова с предисловием Андрея Сарабьянова посвящена двум рукописным журналам Свободных Государственных художественных мастерских (СГХМ). Обе рукописи с футуристическими, кубистскими и супрематическими рисунками-вклейками, подготовленные в 1919 году московскими учениками, так называемыми подмастерьями, Казимира Малевича, были обнаружены в коллекции парижского Центра Жоржа Помпиду (Библиотека Василия Кандинского) Андреем Дмитриевичем Сарабьяновым. Он то и предоставил ученому из Оренбурга свою находку для исследования, которое является первым опытом анализа никогда не публиковавшегося уникального материала.

 

Русский авангард все еще радует новыми находками

В феврале 2017 года в Библиотеке Василия Кандинского (Центр имени Жоржа Помпиду, Париж) состоялась презентация французского издания «Энциклопедии русского авангарда» («Encyclopedie de l’avantgarde russe», Volumes 1–2. Moscou, 2016).

В связи с этим событием Библиотека экспонировала часть своей архивной коллекции русского авангарда – футуристические книги, редкие фотографии, рукописи. Конечно, внимание сразу же привлекла рукописная обложка размером немного более формата А4, на которой замысловатыми шрифтами было выведено «Журнал 2-х Свободных Государственных мастерских № 2». Сотрудники Библиотеки любезно разрешили мне посмотреть, что скрывается под обложкой.

Любой исследователь, занимающийся архивами, поймет, какие чувства охватывают в такой момент!

Под обложкой скрывались имена Сергея Сенькина, Ивана Кудряшова, Тевеля Шапиро, Ивана Завьялова. Это была настоящая находка – неизвестный журнал мастерской Казимира Малевича во 2-х СГХМ 1919 года!

В тот же момент я подумал: если французы разрешат публиковать обнаруженный материал в России, то лучше всех подготовит публикацию оренбургский искусствовед Игорь Смекалов. Он – автор двух монографических исследований об оренбургских отделениях УНОВИСа и СГХМ и знаток яркого и недолгого периода деятельности Свободных мастерских.

Все остальное произошло довольно быстро. Разрешение от Биб- лиотеки Кандинского на публикацию было получено, за что мы чрезвычайно благодарны ее директору Дидье Шульману. Игорь Смекалов сделал очень интересное исследование, привлек много новых материалов и четко определил место уникального памятника в истории Свободных мастерских.

Андрей Сарабьянов

 

Благодаря находке Андрея Дмитриевича Сарабьянова, сделанной в Библиотеке Центра имени Жоржа Помпиду, мы можем познакомиться с двумя чудом сохранившимися номерами рукописного иллюстрированного «Журнала Свободных Государственных художественных мастерских». Первый номер датируется октябрем 1919 года: на страницах указаны даты создания двух статей – 12 октября

и 13 октября 1919 года. Второй номер исполнен (ориентировочно) чуть позже – в октябре-ноябре. Обе рукописи с рисунками-вклейками – результат деятельности московских учеников Казимира Малевича, отразивший принципы его художественной философии и имеющий прямое отношение к истории формирования нескольких коллективов супрематистов и конструктивистов.

Авторами статей и оформления стали молодые художники Сергей Сенькин (редактор), Иван Кудряшов, Тевель Шапиро и Иван Завьялов, рассматривавшие свое начинание как манифест новой школы.

Можно утверждать, что материалы журнала-манифеста являются недостающим смысловым звеном между текстами подготовленного, но так и не изданного журнала «Супремус» (1917) и витебским альманахом «УНОВИС № 1» (май – июнь 1920 г.) с его универсальной проблематикой.

Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 2, 2018 год
Автор:  Игорь Смекалов
Кол-во иллюстраций:  28