Как охраняли памятники культуры в 1918–1921 годах Дневник очевидца

Как охраняли памятники культуры в 1918–1921 годах Дневник очевидца

От редакции 

Публикуемый ниже материал подготовлен на основе дневниковых записей архитектора Н.Д. Виноградова, возглавлявшего  с 1918 по 1924 год московскую Комиссию по охране памятников. Приводимые в статье выдержки – это, во-первых, хроника повседневной жизни ученых, художников, архитекторов, реставраторов, которые взяли на себя заботу о сохранении культурного наследия канувшей в Лету Российской империи. Но это еще и история закулисья музейной работы в послереволюционное лихолетье, свидетельство постоянной борьбы специалистов с чиновничеством и представителями новой советской элиты, хорошо понимавшей стоимость доставшегося им богатства, но плохо осознававшей свою историческую роль в его сохранении. Автор публикации, профессор МАРХИ Е.Б. Овсянникова, внучка  Н.Д. Виноградова, использовала при подготовке статьи документы из семейного архива.

От публикатора 

В феврале 1917 года многие деятели культуры, художники и ученые объединились ради сохранения культурного наследия, создав Комиссию по охране памятников Моссовета. Ее возглавил с 1918 года архитектор Николай Дмитриевич Виноградов. Эта Комиссия стала городским органом по сохранению объектов культуры, а вышестоящей организацией был аналогичный отдел Наркомпроса. Именно местная комиссия первой начала выдавать охранные грамоты на мастерские художников и собрания произведений искусства, чтобы сберечь национальное наследие.

В 1918–1922 годах Комиссия по охране памятников Моссовета организовала четырнадцать Пролетарских музеев (включая филиалы). В основу коллекций одних музеев легли национализированные частные собрания, размещавшиеся в особняках их бывших владельцев. Деятельность же других составляли периодически менявшиеся экспозиции, которые формировались с помощью произведений, вывозимых из брошенных владельцами домов и квартир, а также реквизированных большевиками помещений в специальное хранилище, располагавшееся в Яковлевском (Яковоапостольском) переулке близ Курского вокзала. 

Первый музей на основе нескольких частных коллекций был открыт 7 ноября 1918 года. Экспозиция занимала бывший особняк О.И. Леве на Большой Дмитровке, № 244. Тут же разместились библиотека и музейные фонды. В начале 1919 года сюда переехало основное хранилище. Здесь же находилось и Московское хранилище произведений современного искусства, которое позволило многим художникам сберечь свое творческое наследие.

В Москве в то время творилось невообразимое: старые деревянные дома разбирали на дрова, а особняки и квартиры в доходных домах «уплотняли» новыми жильцами. Художникам негде было не только держать свои произведения, но часто и работать, они вынуждены были передавать свои работы на хранение, доверяя их сотрудникам Моссовета. Позднее Московское хранилище было переведено в дом Кузнецовых на Малой Дмитровке, № 18. В этом доме Виноградов мечтал устроить еще один Пролетарский музей, посвященный быту своего времени. Однако этого сделать не удалось, так как все Пролетарские музеи были расформированы, о чем сказано ниже в публикуемых выдержках из дневника. 

В Московском хранилище произведений современного искусства находились также работы художников, уехавших из России (часть работ М.Ф. Ларионова, Н.С. Гончаровой и др.), пропавших без вести или погибших во время Первой мировой войны (например, художника-примитивиста И.А. Скуйе). Виноградов лично хорошо знал этих художников, например, считавшегося пропавшим без вести графика Н.В. Шперлинга, биографию которого только недавно выяснили сотрудники Мемориального музея А.Н. Скрябина.


Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 1, 2017 год
Автор:  Публикация Елены Овсянниковой
Кол-во иллюстраций:  14