«Жизнь проходит быстро, и не нужно лишать себя радости» Б.Д. Григорьев и Н.В. Ремизов: из переписки 1934–1935 годов

«Жизнь проходит быстро,  и не нужно лишать себя  радости» Б.Д. Григорьев и Н.В. Ремизов:  из переписки 1934–1935 годов

От редакции 

Лариса Вульфина – корреспондент нашего издания в США. Автор, известный своими находками в области искусства первой половины ХХ века, в том числе искусства русского зарубежья, Вульфина ввела в научный обиход целый ряд неизвестных или малоизвестных имен. Работая в архивах России, Америки и других стран, автор воссоздает сюжеты судеб художников, открывает новые факты бытования их произведений. В настоящее время Лариса Вульфина работает над книгой о Николае Ремизове, известном в России больше как Ре-Ми. Данная публикация, предваряющая выход монографии, приуроченной  к 130-летию со дня рождения художника, касается взаимоотношений Н.В. Ремизова и Б.Д. Григорьева.

От публикатора 

В заголовок статьи вынесены строки из письма художника Бориса Григорьева (1886–1939), адресованного его приятелю и коллеге Николаю Ремизову (1887–1975). Ведущий художник дореволюционного журнала «Сатирикон», известный в России под псевдонимом Ре-Ми, после эмиграции жил и работал в США. В архиве Николая Ремизова, который после его смерти был приобретен Университетом Южной Калифорнии (Лос-Анджелес), сохранилось пять писем Бориса Григорьева. Биография Ре-Ми, особенно зарубежного периода, до сих пор остается малоизученной. То же можно сказать о Григорьеве. В своих воспоминаниях он редко касался тех лет, которые провел в Америке. Поэтому для современных исследователей важны новые документальные свидетельства, помогающие более детально реконструировать творческие судьбы обоих художников.

Российскими и зарубежными искусствоведами сегодня уже опубликована значительная часть немалого эпистолярного наследия Бориса Григорьева – письма к Д. Бурлюку, А.Н. Бенуа, М. Добужинскому, С. Конёнкову, В. Каменскому, М. Горькому, С. Судейкину, С. Рахманинову, Н. Евреинову, Е. Замятину, баронессе М. Врангель и другим его выдающимся современникам. Переписку Ре-Ми, напротив, еще только предстоит выявить и собрать, она рассредоточена по российским и зарубежным архивам. Отдельные письма Николая Ремизова, адресованные С. Судейкину, Н. Радлову, Н. Лобанову-Ростовскому, хранятся в архивах России и Украины,письма к М. Добужинскому, Ю. Анненкову, Р. Пейдж, Э. Арден, А. Больму – в архивах США и частных собраниях Франции. В зарубежных исследованиях о художнике Ремизове вспоминали за последние десятилетия немногие – коллекционер Н. Лобанов-Ростовский, американский профессор Дж. Боулт, ученый-славист О. Минин. На материалах архива Университета Южной Калифорнии (University of Southern California; далее – USC) базируется и исследование автора данной статьи, опубликованное в России в 2015 году.

Впервые письма и редкие фотодокументы из архива Николая Ремизова позволяют воссоздать не известные до сих пор факты биографий, уточнить и дополнить хронограф жизни обоих художников в американский период, яснее представить их психологические портреты, понять их бытовое и внутреннее существование, обусловленное социальным и политическим контекстом. 


Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 1, 2017 год
Автор:  Публикация Ларисы Вульфиной
Кол-во иллюстраций:  12