«Мертвые города» и покинутые монастыри Сирии

«Мертвые города»  и покинутые монастыри  Сирии

От редакции

Эта статья написана Павлом Павлиновым по следам двух научных путешествий по Сирии в 2000-х годах, до начала гражданской войны. Огромное впечатление на автора произвели покинутые еще в Средние века античные и византийские города  и монастыри, особенно постройки раннего христианства, расположенные преимущественно в северо-западной части Сирии,  в том числе близ Алеппо. Многие памятники описанного в статье региона подверглись варварскому разграблению, а то и полному уничтожению. Информация о современном состоянии «мертвых городов» и покинутых монастырей, которые расположены на территории, занятой террористами и так называемой оппозицией, крайне скудная. Тем более актуальна задача, решаемая  Павлиновым, – зафиксировать и подробно описать бесценные сокровища сирийской истории и культуры.

«Христианскими Помпеями» назвал покинутые древние города Сирии теолог Томас Джозеф Шенэн. И это не преувеличение. Посетив, вместе со своими коллегами, Сирию дважды – в 2002  и 2004 годах – я полностью удостоверился  в огромной культурной важности этого региона. Тогда еще ничего не предвещало ужасов гражданской войны, которые с 2011 года разрывают страну на части. Люди приветливо встречали гостей, мальчишки подбегали и улыбались, позируя перед фотокамерой, двери сельских домов, по рассказам жителей, не закрывались – таким низким был уровень преступности. Но на Востоке любой конфликт разгорается очень быстро, особенно по причине этнических и религиозно-конфессиональных разногласий. Именно из-за этого границы региона постоянно перекраивались на протяжении тысячелетий.

Современные границы Сирии сформировались преимущественно к 1922 году, когда после развала Османской империи был выдан Франции мандат на управление здешними территориями. Смена цивилизаций и государств на стратегически выгодной (между рекой Тигр и Средиземным морем) территории современной Сирии за последние шесть тысяч лет приводила к смене столиц  и крупных торгово-экономических и политических центров. Старые города разрушались и становились безлюдными, взамен отстраивались новые, но некоторые − Дамаск, Алеппо (Халеб), Хама, Хомс, Даръа – продолжали сохранять свою значимость на протяжении трех-четырех тысяч лет. Есть в Сирии города, основанные еще финикийцами: Латакия, Тартус; поселения III–I веков до н.э.: ЭрРакка, Эс-Сувейда. Некоторые древние города сохраняются как музеи под открытым небом – Босра, Пальмира, а их жители живут в расположенных рядом новых кварталах.

Но большинство древних городов было покинуто жителями еще много веков назад, и именно они, частично раскопанные археологами  и известные по литературным источникам, производят сильнейшее впечатление на исследователя: там особенно остро ощущается история. Уже давно эти города были известны грабителям; с XVII− XVIII веков они стали притягательны для путешественников, а с XIХ века − и для археологов.

Ранние архитектурные памятники на территории Сирии восходят еще к Х тыс. до н.э. (поселение Мурейбит, раскопанное в 1964–1974 годах и с 1993 года скрытое водохранилищем на реке Евфрат). Предположительно в период энеолита  (V – начало IV тыс. до н.э.) в Месопотамии начали возникать первые города. Среди них – Урук на территории Ирака, Тель-Брак (Нагар) в Сирии…

Хотелось бы отметить большую роль отечественных археологов в проводившихся с конца  XIХ века раскопках. Рауф Магомедович Мунчаев  с 1969 года руководил советской археологической экспедицией в Месопотамии. С 1988 года этой экспедицией обследован культовый город ТелльХазна близ Хасеке с руинами одного из древнейших в Сирии храмовых комплексов (конец V – начало III тыс. до н.э.). Всемирно известны раскопки городов-государств III–II тыс. до н.э. Мари, Эбла и Угарита, находящихся в разных частях Сирии и в разной степени разграбленных и разрушенных современными боевиками. Памятники Мари (Тель-Харири; XXX– XVIII вв. до н.э.), расположенные близ города Абу-Кемаль около границы с Ираком, постоянно находятся под угрозой уничтожения. Здесь сохранились руины зиккурата, большого дворца и храмов языческим богам Иштар, Нинхурсаг, Шамашу и другим. В результате научных раскопок, которые ведутся с 1933 года, здесь найдено около 24 000  глиняных табличек с аккадской клинописью, теперь хранящихся в музеях разных стран мира. Городище Эбла (Телль-Мардих; XXXV–XVII вв. до н.э.) с основанием зиккурата середины III тыс. до н.э.

Всемирно известны раскопки городов-государств III–II тыс. до н.э. Мари, Эбла и Угарита, находящихся в разных частях Сирии и в разной степени разграбленных и разрушенных современными боевиками. Памятники Мари (Тель-Харири; XXX– XVIII вв. до н.э.), расположенные близ города Абу-Кемаль около границы с Ираком, постоянно находятся под угрозой уничтожения. Здесь сохранились руины зиккурата, большого дворца и храмов языческим богам Иштар, Нинхурсаг, Шамашу и другим. В результате научных раскопок, которые ведутся с 1933 года, здесь найдено около 24 000  глиняных табличек с аккадской клинописью, теперь хранящихся в музеях разных стран мира. Городище Эбла (Телль-Мардих; XXXV–XVII вв. до н.э.) с основанием зиккурата середины III тыс. до н.э. расположено в 70 км к юго-западу от Алеппо.  В 1964–2011 годах здесь копали итальянцы; была найдена целая библиотека: около 20 000 глиняных табличек, из которых можно узнать  о сельском хозяйстве, ремеслах и искусстве того времени. C 2012 года этот район находится в руках оппозиционеров; «черные» археологи ведут здесь грабительские раскопки. Недалеко от современной линии противостояния силам оппозиции, к северо-востоку от Хомса, расположен город Машрафа (Мишриф), на окраине которого находятся руины уникального по сохранности аморейского города Катна с гигантским царским дворцом площадью около 18 000 кв. м, построенным во II тыс. до н.э. Основанный выходцами из Месопотамии более 4000 лет назад, он был открыт французскими археологами в 1920-е годы. Но основные раскопки, возобновленные в 1999 году, были прерваны с началом гражданской войны; от набегов мародеров могли пострадать царские гробницы, обнаруженные в 2002-м. Угариту (поселение городского типа с VI тыс. до н.э.), расположенному на холме Рас-Шамра на берегу Средиземного моря, ныне повезло больше, хотя разрушен он был еще около 1190 года до н.э. вследствие вторжения «народов моря» – группы средиземноморских этносов, мигрировавших, с завершением бронзового века, из Эгейского моря в Восточное Средиземноморье. В 1929 году археологами под руководством Клода Шеффера здесь обнаружена одна из первых систем алфавитного письма, датируемая XV веком до н.э.  В музеи попали многие произведения искусства,  в том числе созданные в сложной хрисоэлефантинной технике (сочетание золота, слоновой кости и других материалов). Берег моря, населенный алавитами, последние годы является наиболее спокойной территорией в Сирии, так как контролируется правительственными войсками.

Крайними точками моих экспедиций 2002  и 2004 годов на юге была Босра близ границы  с Иорданией, на западе – Тартус с древним городом Амрит на берегу моря, на востоке – Эр-Ракка на реке Евфрат, а на севере – древний город Айн-Дара в 60 км к северо-западу от Алеппо, неподалеку от Африна. Особенное впечатление своей монументальностью и благородством базальтовой кладки произвели основания и части стен сиро-хеттского храма XIII–VIII веков до н.э.  в Айн-Даре (обнаружен в 1976 году) с так называемыми отпечатками ступней бога почти метровой длины (непонятного происхождения) и двухметровой статуей льва. Последние годы эта территория контролируется курдами. 

Наш восторг при виде Пальмиры был вполне предсказуем. Первый раз, в начале декабря 2002 года, когда мы увидели Пальмиру после ночного переезда из южной Сирии с коротким привалом в берберской палатке, город был окутан утренним туманом, в котором постепенно проявлялись силуэты верблюдов, колоннад и пальм. Два года спустя нас встретила хорошая погода, и можно было созерцать город, основанный еще в конце III тыс. до н.э. и пришедший  в упадок в VIII–IX веках н.э. От расположенной на горе крепости Калъат-Ибн-Маан (XIII в., перестроена в XVII в.) хорошо видна градостроительная структура Пальмиры с постройками I–VI веков. Начало научному изучению этого города, расположенного в оазисе, было положено  в 1753 году англичанами. Значительные открытия были совершены русскими исследователями. В 1882 году, во время поездки  в Сирию, 24-летний князь Семён Семёнович Абамелек-Лазарев (1857–1916) и 35-летний археолог Адриан Викторович Прахов (1846–1916) на раскопках Пальмиры нашли мраморную плиту с надписью на греческом и арамейском языках, которая содержит таможенный Пальмирский тариф (137 г.). Подаренная турецким султаном  в 1901 году России и помещенная в 1903 году  в Эрмитаж, плита сыграла большую роль в исследовании арамейского языка. Не менее важна роль экспедиции 1900 года Русского археологического института в Константинополе под руководством Фёдора Ивановича Успенского (1845–1928) с участием Бориса Владимировича Фармаковского (1870–1928) и Павла Константиновича Коковцова (1861–1942). Тогда впервые были зарисованы случайно открытые росписи гробницы, которую теперь условно называют гробницей Зенобии. Вывезенные надгробные портреты легли в основу эрмитажного собрания пальмирских древностей. С 1902 года в городе вели раскопки в основном немцы, датчане, французы, швейцарцы, поляки и сирийцы. В 1932 году немногочисленных жителей переселили в новые кварталы города Тадмор. Уже в 1980-м древний город был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но многие объекты остались неизученными, как, например, Дворец Зенобии.  В 2008 году археологами обнаружен фундамент огромного языческого храма (47 × 27 м). После захвата 20 мая 2015 года боевиками «Исламского государства» город подвергся разграблению. В августе – октябре 2015-го были разрушены храмы Баалшамина и Бела, триумфальная арка  и погребальные башни. 23 марта 2016 года старая часть города была освобождена сирийской армией с поддержкой российских военных. К сожалению, 11 декабря 2016 года боевики опять захватили Пальмиру. В январе 2017-го были разрушены 14 из 16 колонн тетрапилона и фронтон над центральным портиком сцены театра. 1–2 марта 2017 года город был вновь освобожден. 

 

Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 1, 2017 год
Автор:  Павел Павлинов
Кол-во иллюстраций:  22