Исчезнувшие храмы Антиохии Великой. Опыт реконструкции памятника по письменным свидетельствам

Исчезнувшие храмы  Антиохии Великой. Опыт реконструкции памятника  по письменным свидетельствам

Статья посвящена двум прославленным византийским храмам Антиохии – кафедральному собору Св. Петра (церкви Кассиана) и воздвигнутой императором Юстинианом I Великим церкви Пресвятой Богородицы. На протяжении веков эти храмы привлекал и тысячи паломников и служили украшением одного из величайших центров христианского мира. Оба были до основания разрушены мамлюками при взятии Антиохии в мае 1268 года. Ныне даже их фундаменты остаются скрытыми под застройками современной турецкой Антакьи. На основе разрозненных письменных свидетельств, и прежде всего паломнических описаний, автор пытается собрать воедино то, что известно об архитектуре  и убранстве этих великих храмов Леванта. Подобная «реконструкция» необходима не только для обогащения наших представлений об утраченных святынях средневекового мира, но  и для сохранения памяти об уничтоженном христианском наследии Востока. 

На заре XXI века мир снова стал свидетелем геноцида и варварского отношения к памятникам культуры на Ближнем Востоке, примеры которого человечество, казалось бы, должно оставить в прошлом. Фундаменталистами и террористическими группами систематически уничтожаются любые следы античной (греко-римской), персидской, исламской, христианской цивилизаций. Безвозвратно потеряны сотни церквей, монастырей и христианских общин на территории Сирии и Ирака. Происходящие на наших глазах события воскрешают в памяти тот давний период истории, когда гонения на христиан в корне изменили традиционный для региона демографический баланс и резко уменьшили присутствие христиан на Ближнем Востоке. Речь конечно же идет о гонениях второй половины XIII столетия, учиненных мамлюкскими султанами, сокрушившими государства крестоносцев в Леванте и ревностно уничтожавшими христианские города, поселения, святыни.

В последней декаде мая 1268 года армией мамлюкского султана Бейбарса была дотла уничтожена Антиохия – величайший христианский центр Сирии. Город был не просто сожжен и разграблен – мамлюки методично разрушали до основания обгоревшие стены монастырей, соборов, дворцов, крытых улиц, бань, общественных зданий великого города. Статуи, колонны, купола, мозаики, фрески, иконы, библиотеки, бани, ювелирные и ремесленные мастерские, сады, винодельни бесследно исчезали в огне пожарищ и под ударами воинов султана. Население (за исключением нескольких тысяч пленников, отпущенных в пределы Киликийской Армении) было либо перебито, либо продано в рабство. По словам французского историка Клода Каэна: «Антиохия, еще вчера бывшая многолюдным и прекрасным городом, была превращена в убогую деревню, которой остается и по сей день, и в которой путешественник обречен тщетно разыскивать следы древнего великолепия». Несмотря на археологические изыскания последних лет, не удалось ни установить точное местоположение, ни тем более раскрыть фундаменты великих церквей Антиохии: «Золотой базилики», Юстиниановой круглой церкви Пресвятой Богородицы, монастыря Св. Апостола Павла, храмов Св. Луки и Св. Варвары, базилики Св. Георгия близ Персидских врат и конечно же городского кафедрального собора – «базилики князя Апостолов» – собора Св. Петра. Примечательно, что большинство антиохийских церквей остается вне поля зрения не только обывателей, но даже специалистов по истории и искусству христианского Востока. Между тем говорить о «христианском наследии Сирии» и не вспоминать об исчезнувших церквях Антиохии, в частности о великом кафедральном соборе Св. Петра, равносильно тому, чтобы говорить о Византии и ни разу не упомянуть о константинопольской Софии.


Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 1, 2017 год
Автор:  Сергей Брюн
Кол-во иллюстраций:  15