Литургические предметы из Свято-Пантелеимонова монастыря как отражение его истории

Литургические предметы из Свято-Пантелеимонова монастыря как отражение  его истории

От редакции 

Валерий Игошев, историк искусства и реставратор произведений из металла, неоднократно проводил исследования в Греции.  В 2010–2011 годах он руководил научной экспедицией «Русская церковная утварь и произведения искусства в Греции», в 2012-м принимал участие в экспедиции «Российское княжество в Греческом архипелаге. Историческая память». А 2014 год ознаменовался для автора живым прикосновением к афонским древностям, где он изучал с целью атрибуции произведения в музее-ризнице Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Часть материалов по данной теме была издана в сборниках Международной научной конференции «Афон и славянский мир». Публикуемая статья, проиллюстрированная фотографиями автора, представляет читателю результаты этого исследования.

В музее-ризнице Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне имеются замечательные произведения церковного искусства, изготовленные русскими, греческими, западноевропейскими и балканскими мастерами, – богослужебная утварь, облачения, иконы в серебряных окладах, меднолитые образки, элементы храмового убранства и предметы личного благочестия, имеющие историко-культурную, музейную и художественную ценность. Эти произведения рассказывают о многовековой истории монастыря, напоминают об именах вкладчиков, иерархов Церкви, игуменов и насельников обители. 

Появление русских монахов на Афоне связано с монастырем «Пресвятой Богородицы Ксилургу (Древодела)», впервые упомянутым в 1030 году. Затем русские монахи поселились в Пантелеимоновом монастыре, или Русике, расположенном на горе, на некотором расстоянии от моря (прежде он именовался «Обителью Фессалоникийца»).  Между Русью и Святой Горой были установлены тесные контакты, прерванные впоследствии татаро-монгольским нашествием. Бедствия Руси лишили Афон экономической поддержки; с этого времени Свято-Пантелеимонов монастырь находился в крайне стесненных обстоятельствах, испытывал бедность и нужду. 

На протяжении XIII–XIV веков русский и другие афонские монастыри подвергались нападениям французских рыцарей, каталонцев и иных завоевателей. После обрушившихся на монастырь многочисленных бедствий, разорений и пожаров были утрачены древние иконы, церковная утварь, богослужебные книги и ценные архивные документы. В дальнейшем покровительство русской обители оказывал могущественный сербский царь Стефан Душан (1308–1355) и другие сербские правители. 


Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 1, 2017 год
Автор:  Валерий Игошев
Кол-во иллюстраций:  16