«Образ Богоматери» на восточных рубежах России

«Образ Богоматери»  на восточных рубежах  России

Последнее десятилетие Государственный исторический музей ведет огромную выставочную работу в разных регионах России. Экспонаты музея путешествуют по европейской части нашей страны, по Уралу и Сибири. В такие крупные культурные центры, как Смоленск, Мурманск, Саратов, Пермь, Екатеринбург, Красноярск, Омск, Новосибирск, Кемерово, Иркутск, Барнаул, выставки ГИМ выезжали неоднократно. Разные по тематике, характеру и наполнению, они всегда содержат в своем составе  уникальные художественные произведения, исторические раритеты, реликвии, связанные с выдающимися деятелями российской истории. В 2013 году впервые в этой обширной географии появился и Дальний Восток. 

В 2016 году Государственный исторический музей, благодаря поддержке Министерства культуры РФ, экспонировал выставку «Образ Богоматери» в двух самых крупных городах Дальнего Востока – в Хабаровске (27.05.2016–30.09.2016) и Владивостоке (14.10.2016–06.02.2017), где Приморская государственная картинная галерея, отмечавшая свой пятидесятилетний юбилей, предоставила ГИМу прекрасные залы своей основной экспозиции. Исторический музей показал дальневосточному зрителю около ста произведений иконописи и прикладного искусства XVI – начала XX века, а также иконные образцы и графику религиозного содержания в копиях.

Тема выставки была выбрана не случайно. В музеях российского Дальнего Востока произведения православного искусства (живописные, литые, резные, шитые иконы и литургические предметы) представлены, как правило, поздними образцами. Заселение этих земель относится уже к XIX веку. Хабаровск и Владивосток были основаны как военные посты в 1858 и 1860 годах соответственно и только в 1880 году получили статус городов. Христианизация края происходила медленно, хотя со второй половины XIX века она приняла более активные формы. Осваивая новые земли и устраивая на них поселения, русские люди сразу строили храмы. Как во многих других городах России, первые и главные храмы этих дальневосточных центров были посвящены Пресвятой Богородице. В Хабаровске Успенский собор – один из первых, возведенных в городе, – был заложен в 1884 году. Особенно настойчиво звучит Богородичная тема во Владивостоке, первым храмом которого стал тоже Успенский собор (закладка деревянного храма относится к 1861 г., каменного – к 1886-му). Посвящения Богоматери в городском храмовом строительстве были продолжены возведением Покровской (1900–1902) и Казанской (1908) церквей.

В подобных посвящениях храмов в новых поселениях отчетливо просматривается связь  с традициями русского храмоздательства.  Прославленный Успенский храм (1073) Киево-Печерской обители во многом повторял собор константинопольского Влахернского монастыря, хранившего драгоценные градозащитные святыни византийской столицы – ризу и пояс Богоматери. Главным праздником Влахернского храма было Успение. Со строительством Успенского собора в Печерской обители на Русь переносится константинопольский культ реликвий Богородицы. Этот  храм, создание которого было овеяно легендами, станет эталоном для последующих сооружений, которые будут возводиться по его образцу. Сама традиция посвящения соборов  Успению, сохраняя в себе градозащитный смысл, будет жить в течение многих столетий русской истории: с домонгольского времени и  вплоть до начала  XX века, а в сознании русского народа с образом Богоматери прочно соединятся идеи целостности и независимости государства. 

Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 1, 2017 год
Автор:  Людмила Тарасенко
Кол-во иллюстраций:  16