«Царицыно» Василия Баженова: в поисках утраченного

«Царицыно» Василия Баженова: в поисках утраченного

Готический ансамбль, построенный В.И. Баженовым в Царицыне и отчасти разобранный по приказу Екатерины II, давно стал легендой. Критикуя дворец, возведенный М.Ф. Казаковым на месте баженовских корпусов, знатоки и исследователи отмечали выдающиеся достоинства уцелевших строений, дающих богатую пищу для эстетических восторгов и толкований скрытых смыслов. Утвердилось мнение, что по воле капризной императрицы погиб архитектурный шедевр, созданный гениальным зодчим. Однако при отсутствии изображений разрушенных зданий и немногочисленности архивных источников тайна уничтоженной части баженовского ансамбля так и осталась неразгаданной, провоцируя новые версии и толкования, заставляя обращаться, как в данной статье, к методу исторической реконструкции. Использованные косвенные свидетельства, ближайшие аналоги, свежий анализ архивных и проектных материалов дают возможность предложить нетрадиционную версию проектного замысла ансамбля и результатов его воплощения.

 Обращая взгляд к «театру архитектуры» В.И. Баженова в Царицыне, вместе с чувством восхищения невольно испытываешь и чувство разочарования зияющей неполнотой увиденного. Ведь сохранившееся – лишь осколки баженовского творения. Как известно, по воле Екатерины II разборке подверглись центральные, в том числе главные, постройки царицынской усадьбы – Главный корпус дворца Её Императорского Величества и Императорской фамилии, Большой Кавалерский и Камер-юнфарский корпуса. В настоящее время взору посетителя Царицына предстают раскопанные и законсервированные фундаменты двух последних. Контуры Главного корпуса дворца либо скрыты под Большим дворцом М.Ф. Казакова, либо лежат под гранитными мостовыми времени лужковской реновации.

Уже в начале XIX века современники отдавали дань достоинствам царицынского ансамбля и порицали императрицу, не «разглядевшую» шедевра. В 1803 году П.С. Валуев – видный московский чиновник, в ведении которого усадьба находилась в это время, характеризует ее строения как «первейшие» сооружения «готического вкуса и может быть знатнейшие в Европе». Однако главным объектом обсуждения в это время становится царицынский «замок» М.Ф. Казакова. Типичную точку зрения выражает А.С. Ширяев, автор одного из самых развернутых очерков о Царицыне, написанных в первой трети XIX века. Он характеризует Баженова как «отличного художника своего века», чей вкус «виден в других, кроме Большого дворца, строениях и мостах, которые в разительной противоположности с главным корпусом».

Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 2, 2018 год
Автор:  Ольга Докучаева
Кол-во иллюстраций:  15