Человеческое. Человечное

Человеческое. Человечное

/Антропология искусства. Язык искусства и мера человеческого в меняющемся мире. М.: Индрик, 2017/

«Антропология искусства» – новый коллективный труд, созданный под руководством философа-эстетика, действительного члена Российской академии художеств Олега Александровича Кривцуна. Перед прочтением этой книги у меня, как, вероятно, и у других читателей, заранее сложилось ощущение какого-то предварительного знакомства с нею. И не случайно, ведь это − продолжение своего рода многотомника, выпускаемого отделом теории искусства и эстетики Института теории и истории изобразительных искусств РАХ. Осведомленному читателю памятны и «Феномен артистизма в современном искусстве» (2008), и «Художественная аура: истоки, восприятие, мифология» (2011), не только предваряющие «Антропологию искусства», но и связанные с ней общностью тематики, широким горизонтом рассматриваемых в этих изданиях искусствоведческих, культурологических, философских проблем.

Чтение этой книги рождает особенный привкус, который читатель обязательно ощутит. Привкус горечи, даже сдержанной скорби. Мы об этом еще будем говорить, будем к этому настойчивому впечатлению возвращаться. А пока – фрагменты из предисловия, имеющие установочный для всей книги характер: «Антропология искусства исходит из того, что главный стимул художественного творчества во все времена – это противоречие между языковыми возможностями искусства и чувством жизни человека… Меняется историко-культурное самочувствие человека – и тут же весь прежний художественный лексикон оказывается жалким, музейным… Открываемые искусством последнего столетия смыслы часто печальны и угнетающи для человека. Выражают состояния дисгармонии, напряжения, боли, ситуации насилия, утраты опор, утраты мотивации, разобщенности… Вместе с тем можно видеть, что произведения, остающиеся в истории как “символы времени”, никогда не замыкаются на мрачной социально-этической диагностике… но претворяют ее через выразительную эстетическую составляющую языка. Эстетическая суггестия языка произведения… влечет за собой удивительную “прибавку смыслов”, не растворяя произведение в безысходности и апатии».

Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 2, 2018 год
Автор:  Елена Владимирова
Кол-во иллюстраций:  1