Уникальность живописного ансамбля первого кафедрального храма Киевской Руси

Уникальность живописного ансамбля первого кафедрального храма  Киевской Руси

Книга представляет собой фундаментальное научное исследование и результат многолетней работы двух крупных российских ученых, историков искусства Ольги Сигизмундовны Поповой и Владимира Дмитриевича Сарабьянова. Оно посвящено мозаикам и фрескам первого кафедрального собора Древней Руси, их иконографическим и стилистическим особенностям, а также кругу проблем византийского и древнерусского искусства XI столетия. 

Идея написать монографию о фресках и мозаиках Святой Софии принадлежит В.Д. Сарабьянову (с. 6); она родилась в процессе совместной работы авторов над первым томом «Истории русского искусства», который вышел в 2007 году. Безусловно, текст, подготовленный для «Истории» (I, II, IV, V части книги), потребовалось значительно изменить и дополнить, поскольку монографический жанр предполагает детальное рассмотрение самого памятника, изучение его «частных» проблем и сопоставление его с другими близкими по времени произведениями. 

Монументальная декорация Святой Софии создана лучшими греческими художниками, прибывшими по приглашению великого князя в Киев, повидимому, из византийской столицы. Время создания мозаик и фресок дискутируется. Вместе с тем большинство исследователей сходятся во мнении, что они были выполнены в период правления князя Ярослава Владимировича, в 30-е – начале 50-х годов XI века. Огромную ценность представляет то, что Святая София – один из немногих в мире почти полностью сохранившихся ансамблей монументальной живописи XI столетия. Другие три находятся в Греции и в Республике Македония. Это мозаики и фрески кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде, мозаики главного храма монастыря Неа Мони на острове Хиос и росписи храма Святой Софии в Охриде. Есть еще фрагменты фресковых росписей в церкви Св. Леонтия в Водоче и Св. Николая в Мирах Ликийских, мозаика кафоликона монастыря Ватопед на Афоне – все они практически одновременные монументальному декору Святой Софии. Но, в отличие от него, эти ансамбли утратили свою полноту, отчего значение киевского комплекса многократно возрастает.

Итак, все названные выше памятники, в круг которых входят мозаики и фрески Софии Киевской, принадлежат к XI столетию. Это очень важное для Византии время. Именно в эту эпоху главные принципы монументальной храмовой декорации, долгое время находившиеся в процессе становления, наконец обрели зрелые формы и получили богословское и литургическое истолкование. За отдельными зонами крестово-купольного храма, в которых совершались определенные части или виды богослужения, закрепились конкретные, полные глубокого символического смысла, изображения. Росписи Святой Софии представляют один из вариантов такой новой, сложившейся в после иконоборческое время, византийской системы храмового декора. Один, подчеркнем, из немногочисленных и к тому же самый ранний из дошедших! С одной стороны, мозаики и фрески обладают общими чертами с существующими и несохранившимися, но известными по описаниям ансамблями IX–XI веков (церковь Богоматери Фаросской, церковь Свв. Апостолов – обе в Константинополе), а с другой – отличаются присущими только им особенностями. Это делает ансамбль Святой Софии абсолютно уникальным. Описание и анализ иконографической программы мозаик и фресок Святой Софии и сопоставление ее с программами других византийских и древнерусских храмов IX–XI веков стало главным сюжетом первого раздела книги (с. 9–201). Он написан В.Д. Сарабьяновым. 

Кроме того, в византийском искусстве в XI веке впервые появляется особый тип образов, максимально суровых и строгих, для обозначения которых О.С. Попова использует определение «аскетические». Они соответствуют редко встречающейся в обычной жизни духовной концентрации. Их не было до XI столетия и не будет в таком варианте, какой появился во второй четверти  XI века, в последующие века. Этот острый спиритуализм по каким-то причинам (Ольга Сигизмундовна не берется о них судить) и весьма ненадолго оказался в византийском мире востребован и получил повсеместное распространение. Мозаики и фрески Святой Софии представляют именно такой вариант византийского искусства, искусства так называемого аскетического направления. К разным фазам его существования относятся мозаики монастыря Осиос Лукас в Фокиде, мозаики в монастыре Неа Мони, росписи храма Святой Софии  в Охриде и целый ряд византийских икон и рукописей. Все они вместе с монументальным ансамблем Софии Киевской выбраны «героями» второго раздела книги, написанного О.С. Поповой. 


Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 1, 2017 год
Автор:  Марина Заиграйкина
Кол-во иллюстраций:  7