Из неопубликованной книги Н.А. Дмитриевой «Русский рыцарь. Михаил Фёдорович Орлов»

Из неопубликованной книги Н.А. Дмитриевой «Русский рыцарь.  Михаил Фёдорович Орлов»

От редакции 

«Все в жертву памяти твоей…» 
А.С. Пушкин

Нина Александровна Дмитриева –  искусствовед редкого дара. Свой предмет она исследовала как ученый и описывала как художник слова. Две ипостаси ее творческой личности не входили в противоречие, а украшали и укрупняли друг друга. Сама же Дмитриева говорила о себе (без всякого пафоса, разумеется) как о «рожденной в семнадцатом», имея в виду типичность, «советскость» своего пути, – пути «мелкого образованца». Такую беспощадную самооценку мы находим  в автобиографическом очерке Нины Александровны. 

Беспощадную, но справедливую ли? Мелкое «образованство» было чуждо личности, умственному складу этой неординарной женщины. Ее незабываемо свежие работы  о Пикассо, Врубеле, об эстетике современной вещи не могут поблекнуть. Это всегда хирургически точные разрезы самых трудных для анализа тем. И в то же время – парадоксальное сочетание! – они отмечены нежностью прикосновения к материалу, можно сказать – проникновенно-почтительным к нему подходом. Словом, высшей исследовательской корректностью. 

Тут играет важную роль еще и литературная безупречность текстов Дмитриевой (недаром Нина Александровна любила именовать себя литератором, а ее едва ли не главная книга называется «Изображение и слово»). Исключительность корпуса работ Н.А. Дмитриевой состоит, в частности, в том, что труды о словесности (о Чехове, Данте, Томасе Манне) стоят во всех отношениях вровень с ее искусствоведческими штудиями. А это, что ни говори, великая редкость. 

Увы, неординарная личность Нины Александровны и ее труды остаются во многом скрытыми от современного читателя. Архив литератора Дмитриевой – исследовательские работы, беллетристика, стихи, дневники, – в большой своей части до сих пор не издан. Да, русская культура, которой служила Нина Александровна, бессчетно богата. Но мы, современники, не так богаты, чтобы пренебрегать этим наследием, лежащим под спудом. 

Публикация в альманахе «Панорама искусств» главы из книги Н.А. Дмитриевой о человеке пушкинского и декабристского круга, замечательном общественном деятеле Михаиле Орлове – это приношение к 95-летию исследовательницы, научное творчество которой принадлежит золотому фонду отечественной гуманитарной науки. 

Материал настоящей публикации любезно предоставлен редакции хранительницей архива Н.А. Дмитриевой Светланой Фёдоровной Членовой. 

Елена Степанян-Румянцева

От публикатора

Об авторе

Нина Александровна Дмитриева (1917–2003) – яркое имя в искусствознании второй половины ХХ века. Выпускница искусствоведческого отделения филфака ИФЛИ, знаменитого Московского института философии, литературы и истории, в своих отмеченных незаурядным литературным дарованием трудах она стремилась к многогранному постижению истины. 

В основе ее истолкования художественных произведений лежит восприятие искусства как духовной сути эпохи. Так написана ее уникальная многократно переизданная «Краткая история искусств» и монографические исследования творчества Пикассо, Ван Гога, Врубеля, Чехова. В этом же ряду персонажей со страстным, тревожным, отзывчивым сердцем, любимых героев Н.А. Дмитриевой, не отпускавших ее всю жизнь, – Михаил Фёдорович Орлов. Монография «Русский рыцарь. Михаил Фёдорович Орлов», написанная в 1990-е годы, последняя из ее книг, так и не была опубликована. Не пришелся ко времени, видно, этот рыцарски благородный образ масштабно и оригинально мыслящей личности, везде действующей к пользе и выгоде Отечества.

Светлана Членова

<…>


Полный текст статьи читайте в выпуске альманаха

Выпуск:  Выпуск № 1, 2017 год
Автор:  Публикация Светланы Членовой
Кол-во иллюстраций:  7