08.02.2019

Выпуск № 3, 2019 год


Купить выпуск в магазине


Художник на все времена

Художник на все времена

В этом номере альманаха публикуется ряд новых материалов об Илларионе Голицыне: воспоминания его сына, друзей, коллег, несколько страниц рукописей самого Иллариона Владимировича из его архива, стихотворения художника… Поводом к этому послужило 90-летие мастера.  

Голицын был учеником В.А. Фаворского и подлинным последователем профессиональных убеждений учителя. Влияние личности и искусства Фаворского помогли ему достичь своей высоты в искусстве. И особенно важным здесь стало не столько следование непосредственному пути Фаворского, сколько продолжение глубокой традиции служения искусству. В произведениях Голицына нельзя не увидеть органику творческого дара, врожденную способность поэтизировать повседневное бытие, неподдельно взволнованную обращенность к жизни – о чем пишут почти все авторы собранных материалов. Не случайно в текстах подборки часто упоминается слово «подлинность». Этим раскрывается сущностная сторона творчества Иллариона Владимировича.  

Из воспоминаний об Илларионе Голицыне

Из воспоминаний об Илларионе Голицыне

От составителя 

В этом номере альманаха публикуется ряд новых материалов об Илларионе Голицыне: воспоминания его сына, друзей, коллег, несколько страниц рукописей самого Иллариона Владимировича из его архива, стихотворения художника… Поводом к этому послужило 90-летие мастера. 

Голицын был учеником В.А. Фаворского и подлинным последователем профессиональных убеждений учителя. Влияние личности и искусства Фаворского помогли ему достичь своей высоты в искусстве. И особенно важным здесь стало не столько следование непосредственному пути Фаворского, сколько продолжение глубокой традиции служения искусству. В произведениях Голицына нельзя не увидеть органику творческого дара, врожденную способность поэтизировать повседневное бытие, неподдельно взволнованную обращенность к жизни – о чем пишут почти все авторы собранных материалов. Не случайно в текстах подборки часто упоминается слово «подлинность». Этим раскрывается сущностная сторона творчества Иллариона Владимировича. 

Сергей Кочкин 


Письмо Владимиру Волкову 

Письмо Владимиру Волкову 

Отзывы В.А. Фаворского о моих гравюрах

Отзывы В.А. Фаворского о моих гравюрах

Известно, что Илларион Голицын ценил мнение и советы Фаворского.

Из неопубликованного сборника «Мои вирши» 

Из неопубликованного сборника «Мои вирши» 

Стихи Иллариона Голицына

«Мысль-ковчег» в гравюре Иллариона Голицына 

«Мысль-ковчег» в гравюре Иллариона Голицына 

Линогравюры Голицына стали классикой искусства «оттепели».

Ранние центрические христианские храмы Сирии 

Ранние центрические христианские храмы Сирии 

Эпоха поздней античности и раннего христианства – время интереснейших новаций в храмовом строительстве, когда возникает новое ощущение архитектурного пространства. 

«Нужна ли русскому художнику поездка во Францию?» 

В декабре 2017 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина, во время музыкального фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера – 2017», проходила выставка «Передвижники и импрессионисты.

«Свобода была моей судьбой». «Анна Каренина» в иллюстрациях Александра Алексеева. По следам выставки

«Свобода была моей судьбой». «Анна Каренина» в иллюстрациях Александра Алексеева. По следам выставки

Два года по российским городам путешествовала передвижная выставка «“Анна Каренина” в акватинтах Александра Алексеева». 

Стеклянные сады Александра Петровича Вершинина 

Стеклянные сады Александра Петровича Вершинина 

В нескольких крупных музейных и частных коллекциях мира хранятся удивительные произведения – стаканы с изображением ландшафтов, созданные в уникальной технике межстеклянной аппликации. 

Не «Чайка»: Ольга Розанова в зеркале драматургии А.П. Чехова 

Не «Чайка»: Ольга Розанова в зеркале драматургии А.П. Чехова 

Должны были пройти годы, чтобы об Ольге Розановой смогли заговорить как о гениальном творце – художнике первого ряда.

Творческий мир Анатолия Микули 

Творческий мир Анатолия Микули 

Музыкант, художник и поэт Анатолий Францевич Микули, принадлежал к культурной элите эпохи модерна

«Творчеству нельзя никаких границ». Уральские картины Романа Семашкевича 

«Творчеству нельзя никаких границ». Уральские картины Романа Семашкевича 

Роман Семашкевич – один из примечательных, и, увы, недостаточно известных широкому зрителю русских художников советского времени.

Конструктор книги Соломон Телингатер

Конструктор книги Соломон Телингатер

О художнике Соломоне Бенедиктовиче Телингатере вспоминает его сын

Грустные песни, или Легко ли быть искусствоведом, коль ты поэт. О стихах Дмитрия Сарабьянова

Грустные песни, или Легко ли быть искусствоведом, коль ты поэт. О стихах Дмитрия Сарабьянова

От редакции

В конце рубрики «Коллекции, произведения, художники», самой насыщенной в этом номере, мы публикуем два монографических очерка, без преувеличения – лирических эссе известных искусствоведов, воссоздающих образы своих героев, наших недавних современников, эмоционально, даже страстно, вне академических канонов. В данном случае это Дмитрий Владимирович Сарабьянов (1923–2013), классик отечественного и мирового искусствознания. Он предстает перед читателем как личность глубокого поэтического дара, являющегося ключом к пониманию мировосприятия и научного творчества крупнейшего ученого-гуманиста ХХ века.

Грани творчества Натальи Егоршиной 

Грани творчества Натальи Егоршиной 

Наталья Алексеевна Егоршина (1926–2010) принадлежит к поколению мастеров, творческий взлет которых начался в эпоху оттепели. 

Портреты художников современников из неизданного дневника Н.А. Дмитриевой

Портреты художников современников из неизданного дневника Н.А. Дмитриевой

Публикация Светланы Членовой 

Постскриптум: о Дмитриевой как писателе 

Постскриптум: о Дмитриевой как писателе 

Замечательным этапом в освоении наследия Нины Александровны Дмитриевой стала публикация «выбранных мест» из ее личного дневника в нашем альманахе

«Судьба – это случай в квадрате» 

«Судьба – это случай в квадрате» 

Сергей Львович Голлербах… В пространстве русской культуры эта фигура становится объектом все большего внимания современников.

«Дворцовый Ренессанс» эпохи Ивана III. Буслаевская Псалтирь

«Дворцовый Ренессанс» эпохи Ивана III. Буслаевская Псалтирь

Художественные новации в отечественном искусстве были современны знакомству русского общества с ренессансной культурой.

История одной картины А.П. Рябушкина 

История одной картины А.П. Рябушкина 

В статье речь пойдет об Андрее Петровиче Рябушкине, выдающемся, во многом необычном художнике конца XIX – начала XX века.

1942 год. Лондон. Неизвестная страница из истории русско-английских художественных связей 

1942 год. Лондон. Неизвестная страница из истории русско-английских художественных связей 

Тема русско-английских связей возникла в российском искусствознании давно. Данная статья представляет малоизвестную информацию о фактах художественной жизни Западной Европы.

Жизнь в мире искусства 

Жизнь в мире искусства 

Стремление изучить и воскресить чарующий мир искусства русского Серебряного века было одной из научных, просветительских, 

жизненных задач Сергея Васильевича Голынца (1939−2018).


Без дистанции 

Без дистанции 

Имя Игоря Евгеньевича Светлова в художественной и научной среде бывшего СССР, для многих историков искусства и художников Европы более чем знакомо.

Из выступления на открытии выставки И.В. Голицына в 1979 году 

Из выступления на открытии выставки И.В. Голицына в 1979 году 

В моей жизни есть два необычайно памятных момента, связанных с Илларионом. Это воспоминания из повседневной жизни

Возврат к списку выпусков