Выпуск № 1,  2017 год

Выпуск № 1, 2017 год


Купить выпуск в магазине


Как создавалась  «Панорама искусств».  1977–1990

Как создавалась «Панорама искусств». 1977–1990

8 февраля 2016 года в Москве, в Государственном центре современного искусства отмечалось 90-летие Юрия Максимилиановича Овсянникова (1926–2001) – известного искусствоведа, писателя и крупнейшего издателя.

Выдающийся издатель последней трети ХХ века

Выдающийся издатель последней трети ХХ века

Очень трудно в кратком очерке рассказать о человеке, с которым связано сорок лет интереснейшей, наполненной, нет, переполненной бездной самых разнообразных событий и дел, счастливой жизни. 

Количество друзей  продолжало увеличиваться

Количество друзей продолжало увеличиваться

Пожалуй, наиболее емкий, целостный образ Ю.М. Овсянникова создал его друг, философ Александр Пятигорский в своем небольшом, но ярком эссе, опубликованном в журнале «Вопросы литературы»

Друзья мои

Друзья мои

Он много и плодотворно работал как талантливый смелый издатель – что было очень непросто в славные советские времена. Он был просветителем, давшим миллионам людей представление о высоком искусстве. Он был автором значительных  и прекрасно написанных книг по русской истории и истории русской культуры.

Юрий Максимилианович –  мой благодетель, мой патрон, мой родственник,  в конце концов…

Юрий Максимилианович – мой благодетель, мой патрон, мой родственник, в конце концов…

В 1973 году я защитил дипломную работу на кафедре зарубежного искусства Искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ, и стоял вопрос об аспирантуре. Но все вдруг как-то стало вязнуть, затягиваться… Не только  в МГУ, но и в Институте истории и теории архитектуры, откуда был один из моих предполагаемых (он, правда, по каким-то причинам не участвовал в защите) оппонентов – А.В. Иконников, разговор об аспирантуре или о работе как-то остался незавершенным. Через какое-то время до меня дошел слух, что все неспроста,  и дело имеет идеологический характер: я скомпрометирован связями с диссидентами, и возникшие проблемы – некая форма наказания.

Шедевры древней Пальмиры

Шедевры древней Пальмиры

Шедевром следует назвать весь город, обязанный своим созданием как таланту пальмирских строителей и художников, так и обилию в местных скалах твердого белого
и мягкого, с золотистым отливом мраморовидного известняка.

«Мертвые города»  и покинутые монастыри  Сирии

«Мертвые города» и покинутые монастыри Сирии

Эта статья написана Павлом Павлиновым по следам двух научных путешествий по Сирии в 2000-х годах, до начала гражданской войны.

Исчезнувшие храмы  Антиохии Великой. Опыт реконструкции памятника  по письменным свидетельствам

Исчезнувшие храмы Антиохии Великой. Опыт реконструкции памятника по письменным свидетельствам

Статья посвящена двум прославленным византийским храмам Антиохии – кафедральному собору Св. Петра (церкви Кассиана) и воздвигнутой императором Юстинианом I Великим церкви Пресвятой Богородицы. На протяжении веков эти храмы привлекал и тысячи паломников и служили украшением одного из величайших центров христианского мира. Оба были до основания разрушены мамлюками при взятии Антиохии в мае 1268 года. Ныне даже их фундаменты остаются скрытыми под застройками современной турецкой Антакьи. 

О русско-афонских художественных связях. XV век

Связи Древней Руси с Афоном – Святой Горой налаживаются после принятия Киевом христианства. Они сыграли заметную роль в развитии письменности и духовной культуры, начиная с домонгольского периода. Активизировались эти связи с эпохи митрополита Киприана (1375–1406), долгое время жившего на Афоне, и приобрели принципиальный смысл после падения Константинополя в 1453 году. Присылка с Афона рукописей, а также икон обогатила отечественную религиозную и художественную жизнь. 

Литургические предметы из Свято-Пантелеимонова монастыря как отражение  его истории

Литургические предметы из Свято-Пантелеимонова монастыря как отражение его истории

Валерий Игошев, историк искусства и реставратор произведений из металла, неоднократно проводил исследования в Греции. В 2010–2011 годах он руководил научной экспедицией «Русская церковная утварь и произведения искусства в Греции», в 2012-м принимал участие в экспедиции «Российское княжество в Греческом архипелаге. Историческая память». А 2014 год ознаменовался для автора живым прикосновением к афонским древностям, где он изучал с целью атрибуции произведения в музее-ризнице Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Часть материалов по данной теме была издана в сборниках Международной научной конференции «Афон и славянский мир». Публикуемая статья, проиллюстрированная фотографиями автора, представляет читателю результаты этого исследования.

Русские иконы  в монастыре Ватопед

Русские иконы в монастыре Ватопед

Автор этой статьи Михаил Красилин – историк искусства, обратившийся одним из первых к изучению поздней иконописи. В 1970-х годах исследовательские интересы побудили его к изучению иконных ансамблей действующих церквей Москвы и Московской области, Куйбышевской, Челябинской, Свердловской, Волгоградской, областей, Краснодарского края, а также Украины, Молдавии, Латвии, Эстонии, Литвы, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана. В 2013 году М.М. Красилин был приглашен в обитель Ватопед на Афоне для обследования монастырского собрания русских икон и последующего издания результатов экспедиции, состоявшейся по инициативе издателя Сергея Верхова и по благословению настоятеля Ватопедского монастыря Ефрема (Куцу). Публикуемая статья – первая предварительная и конспективная презентация этой коллекции, проиллюстрированная фотографиями автора.

«Гора Афон,  Гора Святая…»

«Гора Афон, Гора Святая…»

Современность с предельной остротой ставит проблему сохранения христианских святынь (и самого существования христианского мира) на Ближнем Востоке. А бытию Святой Горы, Афона, заповедного края православной святости, казалось бы, ничто не угрожает. Но так ли это? Сколько уже звучало призывов изменить мировой статус Афона, сделать его менее исключительным, «монашескую республику» − более доступной для межконфессионального туризма, открытой для посещения женщин, превратить ее в своеобразный «этнопарк». За подобными призывами стоит глубокое непонимание духовной (и, разумеется, культурной) значимости Святой Горы для всего мира, непонимание того, как именно реализуется вселенская миссия Афона. В этом контексте особое значение приобретает серьезная издательская деятельность, посвященная Афону, его истории, его духовным и художественным сокровищам. Такую деятельность и осуществляет московское издательство «Индрик», с директором которого, Кириллом Алексеевичем Вахом, мы сегодня беседуем.

«Афон начался  в моей жизни давно…»

«Афон начался в моей жизни давно…»

Летом и осенью 2016 года в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим» (г. Истра) проходила выставка «Афон. Святая Гора». Она была подготовлена музеем совместно с Российской академией художеств и секцией художников-монументалистов МСХ в рамках проекта, посвященного 1000-летию присутствия русского монашества на Афоне. Представленные на выставке произведения создавались на основе впечатлений, полученных художниками во время паломнических поездок на Святую Гору, которые включали творческую работу на пленэре. Одна из таких поездок состоялась в 2015 году. Участник группы и экспонент выставки Виктор Григорьевич Калинин, заслуженный художник РФ, академик и первый вице-президент Российской академии художеств, дал интервью нашему изданию. 

«Образ Богоматери»  на восточных рубежах  России

«Образ Богоматери» на восточных рубежах России

Последнее десятилетие Государственный исторический музей ведет огромную выставочную работу в разных регионах России. Экспонаты музея путешествуют по европейской части нашей страны, по Уралу и Сибири. В такие крупные культурные центры, как Смоленск, Мурманск, Саратов, Пермь, Екатеринбург, Красноярск, Омск, Новосибирск, Кемерово, Иркутск, Барнаул, выставки ГИМ выезжали неоднократно. Разные по тематике, характеру и наполнению, они всегда содержат в своем составе уникальные художественные произведения, исторические раритеты, реликвии, связанные с выдающимися деятелями российской истории. В 2013 году впервые в этой обширной географии появился и Дальний Восток. 

Из истории  музейного дела  в послереволюционной  России

Из истории музейного дела в послереволюционной России

На заре своего существования Cоветское государство пережило настоящую «музейную лихорадку». Азарт создания в городах и весях России музеев как просветительских центров, которые приобщали бы население к новым течениям в искусстве, охватил разные слои интеллигенции, в том числе художников. Некоторые из них – В.В. Кандинский, В.Е. Татлин, Д.П. Штеренберг, А.В. Грищенко, А.М. Родченко, Н.И. Альтман – с готовностью включались в дело музейного строительства. В круговорот произведений, распределяемых по российским музеям, попадали в основном работы представителей авангарда. Этот процесс, начавшийся в 1918 году, к концу 1920-х уже завершился. Но вспышка интереса к искусству, отмеченному новым видением формы, оставила свой яркий след в фондах целого ряда российских музеев, в том числе региональных. Публикуемая статья восстанавливает последовательность событий в ходе послереволюционной музейной перестройки. 

Искусство К.C. Петрова-Водкина и революция. Потери и обретения

Эпоха перемен, от которой много веков назад предостерегал китайский мудрец, с лихвой выпала на долю одного из лучших отечественных художников первой половины ХХ века Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (1878–1939) и его современников. Первая русская революция 1905–1907 годов, нашедшая отражение в творчестве многих деятелей культуры и искусства – Л.Н. Толстого, И.Е. Репина, В.А. Серова, С.Т. Конёнкова, А. С. Голубкиной и др., – не затронула Петрова-Водкина, поскольку тогда он жил и работал за границей с целью закрепления и развития своего образования, Зато события и последствия Первой мировой войны, Февральской буржуазно-демократической революции и Октябрьского переворота 1917 года художник испытал и прочувствовал в полной мере.

Отвергнутые и рожденные революцией. Ювелирное дело в России  1920–1930-х годов

Отвергнутые и рожденные революцией. Ювелирное дело в России 1920–1930-х годов

Первые послереволюционные десятилетия в истории ювелирного дела России традиционно считаются «темными». Однако в действительности это далеко не так. Памятники отечественного ювелирного искусства 1920–1930-х годов показывают, что в это время ювелирам не были чужды творческие поиски. Несмотря на официальное пренебрежение к данному виду художественного творчества, в нем синтезировались традиции предреволюционных авангардных стилистических направлений, принципы интернационального стиля ар-деко и разработки ювелиров Советской России. Эти поиски были инспирированы развитием идеологии и процессом индустриализации, и они ставили цель – утвердить новый социальный статус ювелирных изделий. Кроме того, стилистические особенности ювелирного искусства этих лет позволяют выделить две четко обозначенные тенденции: отторжение по идеологическим принципам традиционных видов украшений и создание альтернативных художественных объектов – советской фалеристики. В эти же годы происходит зарождение авторского ювелирного искусства, апеллирующего к узкому кругу художественной элиты.

Как охраняли памятники культуры в 1918–1921 годах Дневник очевидца

Как охраняли памятники культуры в 1918–1921 годах Дневник очевидца

Публикуемый ниже материал подготовлен на основе дневниковых записей архитектора Н.Д. Виноградова, возглавлявшего с 1918 по 1924 год московскую Комиссию по охране памятников. Приводимые в статье выдержки – это, во-первых, хроника повседневной жизни ученых, художников, архитекторов, реставраторов, которые взяли на себя заботу о сохранении культурного наследия канувшей в Лету Российской империи. Но это еще и история закулисья музейной работы в послереволюционное лихолетье, свидетельство постоянной борьбы специалистов с чиновничеством и представителями новой советской элиты, хорошо понимавшей стоимость доставшегося им богатства, но плохо осознававшей свою историческую роль в его сохранении. Автор публикации, профессор МАРХИ Е.Б. Овсянникова, внучка Н.Д. Виноградова, использовала при подготовке статьи документы из семейного архива.

«Жизнь проходит быстро,  и не нужно лишать себя  радости» Б.Д. Григорьев и Н.В. Ремизов:  из переписки 1934–1935 годов

«Жизнь проходит быстро, и не нужно лишать себя радости» Б.Д. Григорьев и Н.В. Ремизов: из переписки 1934–1935 годов

Лариса Вульфина – корреспондент нашего издания в США. Автор, известный своими находками в области искусства первой половины ХХ века, в том числе искусства русского зарубежья, Вульфина ввела в научный обиход целый ряд неизвестных или малоизвестных имен. Работая в архивах России, Америки и других стран, автор воссоздает сюжеты судеб художников, открывает новые факты бытования их произведений. В настоящее время Лариса Вульфина работает над книгой о Николае Ремизове, известном в России больше как Ре-Ми. Данная публикация, предваряющая выход монографии, приуроченной к 130-летию со дня рождения художника, касается взаимоотношений Н.В. Ремизова и Б.Д. Григорьева.

Олег Эйгес. Письмо брату

Олег Эйгес. Письмо брату

Автор публикуемого ниже письма – Олег Эйгес, композитор, пианист, выпускник аспирантуры Московской консерватории, старший сын композитора, теоретика музыки и педагога Константина Эйгеса. Письмо отправлено из Свердловска, где в 1943 году в эва - куации в проходной комнате коммунальной квартиры жила семья Эйгесов и где внезапно появился вышедший из заключения Михаил Ксенофонтович Соколов. Письмо адресовано брату, художнику Сергею Эйгесу, проходившему тогда под Москвой военную подготовку перед отправкой на фронт. Сергей Эйгес был учеником и другом Михаила Ксенофонтовича. До сих пор этот период в жизни М.К. Соколова был неизвестен. Письмо Олега Эйгеса восполняет пробел и воссоздает драматизм посещения Соколовым Эйгесов в военном Свердловске. 

Из неопубликованной книги Н.А. Дмитриевой «Русский рыцарь.  Михаил Фёдорович Орлов»

Из неопубликованной книги Н.А. Дмитриевой «Русский рыцарь. Михаил Фёдорович Орлов»

Нина Александровна Дмитриева – искусствовед редкого дара. Свой предмет она исследовала как ученый и описывала как художник слова. Две ипостаси ее творческой личности не входили в противоречие, а украшали и укрупняли друг друга. Сама же Дмитриева говорила о себе (без всякого пафоса, разумеется) как о «рожденной в семнадцатом», имея в виду типичность, «советскость» своего пути, – пути «мелкого образованца». Такую беспощадную самооценку мы находим в автобиографическом очерке Нины Александровны. 

Борис Рыбченков  Рассказы художника

Борис Рыбченков Рассказы художника

Сергей Кочкин – первый исследователь творчества Б.Ф. Рыб - ченкова, показавший в своих публикациях, в том числе в моно - графии «Борис Рыбченков» (М.: Галарт, 2013), яркую индивидуальность и масштаб одного из наиболее интересных и парадоксальных отечественных мастеров ХХ века. Кочкину, дружившему с художником, помогавшему ему в работе, при - надлежит заслуга введения в искусствоведческий обиход целого пласта творчества мастера, особенно последнего, «незрячего» его периода. В этой публикации автор представляет читателю три автобиографических рассказа Рыбченкова, который был наделен кроме художественного еще и литературным талантом. Работы Рыбченкова не иллюстрируют эти рассказы, а составляют парал - лельный литературе визуальный ряд.

В.Э. Борисов-Мусатов: потерянная страница творчества художника

В.Э. Борисов-Мусатов: потерянная страница творчества художника

В 2016 году, работая в Отделе рукописей Государственного Русского музея с архивными документами В.Э. Борисова-Мусатова, мне удалось обнаружить небольшой ранний акварельный эскиз, который до сих пор оставался неизвестным. Эта работа одного из наиболее лирически самобытных мастеров Серебряного века позволяет глубже понять характер поэтического мышления художников эпохи модерна. Причем не только самого Борисова-Мусатова, но и других символистов, творчество которых определяет стилистику искусства рубежа XIX–XX веков. 

Райские птицы Бакста. О датировке эскиза «Жар-птица»  из Музея современного искусства  в Нью-Йорке

Райские птицы Бакста. О датировке эскиза «Жар-птица» из Музея современного искусства в Нью-Йорке

В 2016 году культурная общественность как России, так и Европы отмечала 150-летний юбилей крупнейшего русского художника Серебряного века, получившего мировую известность, – Л.С. Бакста. В Государственном Русском музее и в ГМИИ им. А.С. Пушкина состоялись масштабные выставки Бакста, к которым были изданы фундаментальные каталоги. В Москве, в издательстве «БуксМарт», вышла приуроченная к юбилею художника книга «Бакст в Париже» – результат многолетней исследовательской работы искусствоведа Елены Беспаловой. Она является автором целого ряда открытий в творческой биографии Бакста, сделанных благодаря тщательному изучению музейных собраний и архивов разных стран. С одним из таких открытий исследователь знакомит читателей на страницах нашего альманаха.

Уникальность живописного ансамбля первого кафедрального храма  Киевской Руси

Уникальность живописного ансамбля первого кафедрального храма Киевской Руси

Книга представляет собой фундаментальное научное исследование и результат многолетней работы двух крупных российских ученых, историков искусства Ольги Сигизмундовны Поповой и Владимира Дмитриевича Сарабьянова. Оно посвящено мозаикам и фрескам первого кафедрального собора Древней Руси, их иконографическим и стилистическим особенностям, а также кругу проблем византийского и древнерусского искусства XI столетия. 

Великое в великом

Великое в великом

В 2016 году, через полтора года после кончины Владимира Дмитриевича Сарабьянова, замечательного ученого-исследователя и реставратора, вышли в свет две его книги: «Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге. Фрески. История. Архитектура» (СПб.: Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ») и «Спасская церковь Евфросиниевского монастыря в Полоцке» (Полоцк, Спасо-Евфросиниевский женский монастырь). Монографии были подготовлены к изданию наследниками и друзьями автора. 

Возврат к списку выпусков