ИЛЬЯ РЕПИН 11.03.2019

ИЛЬЯ РЕПИН

Экспозиция на трех этажах самых крупных выставочных залов Третьяковской̆ галереи, демонстрирует произведения Репина, созданные с 1870-х по конец 1920-х годов, и охватывает более 50 лет творчества Репина. Помимо хрестоматийных картин, известных всем с детства по школьным учебникам («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы», «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года…» и других), демонстрируются малоизвестные произведения, которые станут открытием для московской публики.

Генеральный спонсор выставки — Банк ВТБ, давний друг и партнер Третьяковской галереи.


Задача выставки не только наиболее полно представить наследие Репина, но и предложить зрителю современную интерпретацию его творчества. Предыдущая крупная выставка мастера прошла в Третьяковской галерее в 1994 году. С тех пор искусствознание существенно ушло вперед, сформировалась иная оптика, другой взгляд на произведения Репина, на разные этапы и направления его деятельности. Настоящая выставка — попытка поделиться с публикой современным пониманием феномена Репина и обсудить новое научное высказывание со специалистами.

Репин не вписывается в привычные стереотипы художника-передвижника. «Самсоном русской живописи» называл его В.В. Стасов. В современном смысле Репин был по-настоящему актуальным художником: в своих картинах он обращался к самым сложным, острым аспектам действительности, часто интерпретируя их через исторические сюжеты, создавая живописную «энциклопедию русской жизни». На его полотнах предстает Россия крестьянская и аристократическая, народная и царская, революционная и артистическая. При жизни Репина, а затем и на протяжении XX–XXI веков его произведения неизменно привлекали внимание зрителей. Кажущиеся порой простыми и легкодоступными для понимания, они поднимают сложные мировоззренческие проблемы, заставляя людей размышлять о важнейших вопросах бытия. Каждое новое поколение зрителей находит в искусстве Репина нечто свое, открытое его времени и мировосприятию.


Репин родился в военном поселении Чугуев, недалеко от Харькова, во время правления Николая I, а умер в Финляндии, в своем доме в Куоккале, за три года до прихода национал-социалистов к власти в Германии. Репин был широко образованным художником, хорошо разбирался в русской и европейской литературе, любил музыку. Из писем Репина известно, что его интересовали произведения Шекспира, Данте, Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Гюго, Доде, Золя, Мопассана, Диккенса, Киплинга, Ибсена, даже Шопенгауэра и Ницше. Круг общения художника был очень широк. Во второй половине 1880–1890-х годов Репин был вхож в кружок Иеронима Ясинского, был желанным гостем в салоне баронессы Варвары Икскуль фон Гильденбандт, общался с Владимиром Соловьёвым, Василием Розановым, с Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус. Значимыми для мастера стали встречи и переписка с Львом Толстым.

Репин был не только живописцем, но также рисовальщиком и гравером, скульптором и литератором, даже архитектором. Он работал в разных жанрах — был признанным мастером бытовых сцен, автором картин на исторические и евангельские сюжеты, а также портретов, создавал пейзажи и натюрморты. Обладая мощным художественным даром, Репин ставил перед собой сложнейшие живописные задачи и блестяще решал их. Пластический язык мастера, сформировавшийся как под влиянием традиций классического европейского искусства, на работах старых мастеров — Рембрандта, Халса, Веласкеса, так и благодаря открытиям импрессионистов, выбор выразительных композиционных решений — все это служило цели создания эмоционального, часто на грани аффекта, полифонически разработанного образного строя произведений. Работы художника всегда оказывались в центре общественного внимания, они провоцировали бурную и неоднозначную реакцию, становились событиями в культуре.


Произведения, собранные на выставке, демонстрируют разнообразие интересов и методов работы Репина. Экспозиция строится по хронологическому принципу, который позволяет представить весь творческий путь художника. Она включает 14 разделов: «Академия художеств. 1864–1872», «Пенсионер Академии художеств в Европе. 1873–1876», «Крестный ход. 1877–1924», «Смех и танец. Энергия жизни», «Народническая серия. Вторая половина 1870-х – 1892», «Евангельские и житийные сюжеты. 1880–1890-е», «Портрет. 1870–1880-е», «Предчувствие революции. 1900–1910-е», «Лев Толстой. 1887–1909», «Портрет второй половины 1880-х – 1890-е», «Судьба творческой личности», «Пенаты. 1903–1918», «В эмиграции. 1920-е», «Исследования».

На выставке представлены ключевые картины Репина. Созданное во время ученичества в Академии художеств полотно «Бурлаки на Волге» (1870–1873, ГРМ) стало своего рода манифестом русской жанровой живописи. Его новизна — в постановке главных вопросов бытия через обращение к простому человеку. В этом произведении художник впервые обращается к мотиву шествия, процессии — мотиву, который впоследствии станет одним из наиболее выразительных композиционных решений в построении ряда важнейших работ мастера, в том числе этапной в творчестве Репина и русском искусстве в целом картине «Крестный ход в Курской губернии» (1881–1883, ГТГ). Перед зрителями рождается собирательный образ «Руси во всем ее величии и во всем ее будничном безобразии» (В.В. Стасов). Как и все главные картины Репина, она была принята неоднозначно – некоторые критики обвиняли художника в антипатриотизме и антирусскости. Картина «Не ждали» (1884–1888, ГТГ) подводит итог народнической серии произведений Репина. Впервые представленная на передвижной выставке, она собирала толпы зрителей, обсуждавших судьбу героя: один из критиков уподобил его Мессии со знаменитого полотна Александра Иванова, многие другие увидели в нем блудного сына из евангельской притчи.


Самое популярное у зрителей полотно Репина — «Запорожцы» (1880–1891, ГРМ). Большая «хоровая» картина привлекает публику остроумно выстроенной композицией, многоцветной живописью, колоритными персонажами. В ней художник восхищается жизнелюбием и энергией «рыцарей XVII века». Монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения» (1901–1903, ГРМ), написанное по официальному заказу, демонстрирует высочайший уровень мастерства художника. Точно найденное композиционное решение, виртуозно разработанная колористическая гамма позволили Репину реализовать трудную пластическую задачу — передать живую атмосферу протокольной церемонии и создать коллективный портрет царских сановников, дав каждому точную образную характеристику. Неистощимой любовью к жизни и восторженным отношением к искусству отличаются поздние произведения художника. Картина «Гопак. Танец запорожских казаков» (1926–1930, частное собрание), последнее полотно Репина, наполнено эмоциональностью и витальной энергией, которые передает 85-летний мастер. Смелое художественное решение этой работы демонстрирует, что Репин никогда не останавливался в своих живописных поисках.

К какому сюжету ни обращался бы художник, в центре его внимания всегда был человек. Жанр портрета стал одним из главных в творчестве мастера. Он являлся своего рода лабораторией для наблюдений за человеческими типами и «фундаментом репинского метода изображения всего вообще» (М.М. Алленов). Репин глубоко погружался в анализ психологии персонажей: отца и сына, сына и матери, палача и жертвы, священника и узника, чиновника и простого мужика... В экспозиции представлены шедевры творчества Репина: многочисленные портреты Л.Н. Толстого, портрет М.П. Мусоргского (1881, ГТГ), актрисы П.А. Стрепетовой (1882, ГТГ), адвоката В.Д. Спасовича (1891, ГРМ), дочерей художника («Осенний букет» (1892), «Стрекоза» (1884), оба — ГТГ), баронессы В.И. Икскуль фон Гильденбандт (1889, ГТГ), графини Н.П. Головиной (1896, ГРМ), А.Ф. Керенского (1917–1918, Государственный центральный музей современной истории России).


Организаторы показа постарались включить в экспозицию значительный корпус работ позднего периода, созданных после 1903 года, когда Репин обосновался в Пенатах, ставших после 1918-го территорией Финляндии. Наиболее важные из них — привезенные из чешских собраний «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона» (1877–1924, Галерея современного искусства в Градец-Кралове), «Автопортрет за работой» (1915, Национальная галерея Праги). Всего в состав выставки включено около 40 картин позднего периода творчества мастера. Вынужденно оказавшись за пределами России, Репин почти отходит от современной тематики, уделяет значительное внимание евангельским сюжетам. Эта часть наследия художника мало известна публике — она по большей части оказалась в зарубежных коллекциях. Так, в США хранятся важнейшие картины — крупноформатное полотно «Голгофа» (1921–1925, Музей Принстонского университета), портрет В.М. Гаршина (1884, Метрополитен-музей). По объективным причинам эти работы не могут быть привезены в Россию, однако они воспроизведены в альбоме-каталоге выставки и таким образом стали доступны для зрителя.


«Как ни велик Репин-живописец, но перед некоторыми из его рисунков не знаешь, не выше ли еще стоит Репин-рисовальщик», — писал И.Э. Грабарь, один из лучших знатоков творчества художника. Цель графического раздела выставки — представить зрителю Репина как выдающегося мастера рисунка. Графическая часть экспозиции состоит из двух разделов. Первый посвящен жанровому разнообразию рисунка мастера, второй показывает богатство рисовальных техник, которые Репин виртуозно использовал в своих произведениях. Задачей устроителей выставки было сочетать в одной экспозиции как прославленные шедевры репинского наследия — портреты Э. Дузе (уголь), Д.И. Менделеева и В.И. Репиной (акварель), М.И. Арцыбушевой и Е.Д. Баташевой (графитный карандаш), Н.Б. Нордман (сангина), так и произведения менее известные, а также ранее не выставлявшиеся и впервые вводимые в широкий оборот. Среди них — исполненный углем «исторический портрет» родоначальника царской династии Романовых боярина Федора Никитича Романова-Юрьева (1897, Волгоградский музей изобразительных искусств), «Христос изгоняет торговцев из храма» (около 1894, Атенеум, Хельсинки), «Александр III на выставке» (1890-е) и «Семейная сцена» (1872, оба — ГТГ) — ранний эскиз неосуществленной композиции, обнаруженной при рентгенографическом исследовании картины «Перед исповедью» (1879–1885, ГТГ). В связи с особыми условиями хранения произведений на бумаге — ограничением освещенности и максимально допустимым сроком экспонирования — залы графики будут доступны для осмотра до середины июня.

В разделе «Исследования» представлены результаты комплексных технико-технологических исследований произведений Репина, проводившихся в преддверии открытия выставки. Здесь же можно ознакомиться с документальными материалами об истории реставрации картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» и современным состоянием картины.

Выставка открыта с 16 марта по 18 августа 2019 года

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, залы 60–61, 80–82

Состав выставки: свыше 300 произведений — более 170 живописных и 130 графических работ


Возврат к списку