Головой о стену 17.03.2019

Головой о стену

Наряду с ретроспективами крупных отечественных живописцев Третьяковская галерея проаодит и выставки художников, малознакомых как публике, так и специалистам. Организуя подобные показы, музей вводит наследие этих мастеров в широкий выставочный оборот, а также в контекст искусства ХХ века, репрезентативная панорама которого представлена в постоянной экспозиции музея на Крымском Валу. Открывая зрителю имена и творчество «забытых» художников, Галерея способствует сохранению их наследия и восполнению недостающих страниц в истории отечественного искусства.

Имя Бориса Александровича Голополосова (1900–1983), живописца и графика, члена объединения «Цех живописцев», сейчас почти неизвестно, его редко можно найти даже в специальных изданиях об изобразительном искусстве прошлого века. И это несмотря на то, что Голополосов принадлежал к плеяде тех художников, которые активно вошли на арт-сцену первых послереволюционных лет. Он сразу ярко проявил себя как художник с индивидуальной, острой и выразительной стилистической манерой письма, близкой экспрессионизму.


Критики тех лет особо выделяли новаторство работ Голополосова революционной тематики с их напряженной сумрачной цветовой гаммой. Колорит его работ очень индивидуален и узнаваем – художник смело сочетает контрасты черного, белого, красного, синего. Композиции его работ остры, ассиметричны, состояние персонажей передается не через выражение лица, а смещением ракурсов, экспрессивным движением, сгущенной цветовой палитрой.

Однако трактовка Голополосовым сюжетов, связанных с революцией, в корне отличалась от официальных тематических картин его современников. Драматические моменты политической борьбы воспринимались им как личные переживания, он создавал во многом автобиографичные произведения. А пластический язык его работ противоречил идеологической доктрине, провозгласившей борьбу с формализмом в искусстве. По причине этого Голополосов был исключен из Союза художников, фактически получил запрет на профессию и на многие десятилетия оказался в забвении.

Настоящий проект Третьяковской галереи — первый музейный показ работ Голополосова, наиболее полно представляющий его наследие. Задача выставки — проследить истоки сюжетов и тем картин Голополосова, обозначить особенности его творчества, а также способствовать возвращению зрителю «забытого» имени.


Борис Голополосов родился в Архангельске в семье дворянина, железнодорожного инженера. В 1905 году его отец принял активное участие в революционных событиях, был арестован, что сказалось на судьбе и творчестве сына. С 1908 года Голополосов жил в Москве. После окончания гимназии он посещал занятия в консерватории по классам скрипки и фортепиано. Он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Сергея Малютина и Василия Яковлева. Училище вскоре было преобразовано во II Государственные свободные художественных мастерские (Вхутемас), где с 1919 года Голополосов учился у Александра Осмёркина и Александра Шевченко. Как и многие товарищи по учебе, Голополосов вступил в художественное объединение «Цех живописцев».

Особое место в творчестве художника занимают произведения, созданные в моменты душевных кризисов и депрессий. Фантасмагорическое и иррациональное содержание его произведений проявилось еще в первой половине 1920-х годов. Оно отражало личный опыт переживания действительности,  «катастрофы как основного содержания нового времени». Склонность к мистике вызывала в сознании художника образы, перетекающие из мира снов и видений, приходящих в состоянии полусна. В этих работах приемы экспрессионизма соединяются с элементами сюрреализма.


Во второй половине 1930-х годов художник стал жертвой кампании по борьбе с формализмом в искусстве, его работы подверглись жесткой критике. В 1938 году Голополосов был исключен из МОССХ. Это стало для него личной катастрофой, заставило пересмотреть взгляды на жизнь и отказаться от творчества.

В этот момент Голополосов создал две глубокие и пронзительные картины – «Тупик (Психологический сюжет)» и «Человек стукается о стену (Психологический сюжет)», наиболее экспрессивную работу в его творчестве. В этих произведениях он стремился передать самоощущение человека, испытывающего экзистенциальный кризис, крах жизни. Картины, наполненные глубоким трагизмом и чувством безысходности, стали важнейшим, но почти единственным столь откровенным художественным высказыванием, отразившим настроение, царившее в стране во второй половине 1930-х годов.

В конце 1970-х на фоне интереса к искусству 1920–1930-х годов на творчество Голополосова обратила внимание Ольга Ройтенберг (1923–2001), известный историк искусства, занимавшийся прежде всего исследованием творчества художников предвоенных десятилетий. Именно она пригласила Голополосова принять участие в однодневной выставке «Художники первой пятилетки» (1977) – спустя 39 лет после исключения из членов Союза художников. В 1979 году Борис Голополосов повторно вступил в МОСХ.


В 2008 году в Москве состоялась важная для наследия Голополосова выставка «Борьба за знамя», титульной работой которой стала одноименная картина мастера (1928), получившая новую остросоциальную оценку, созвучную исканиям нового поколения. Актуализация художественного наследия Голополосова привела к тому, что его работы стали предметом анализа историков искусства и философов.

К выставке в Третьяковской галерее подготовлен каталог – первое научное издание, посвященное творчеству Бориса Голополосова. В него вошли уникальные архивные документы, хранящиеся в семье художника, включая пронзительные по интонации личные записи художника, которые он вел сразу после того, как узнал об исключении из Союза художников. Эти материалы помогают глубже понять личность и произведения Голополосова, а также ситуацию в советском искусстве 1920–1930-х годов. Презентация каталога состоится в середине апреля 2019 года в рамках круглого стола, посвященного творчеству мастера.


Выставка открыта с 22 марта по 2 июня 2019

Новая Третьяковка, Крымский Вал, 10, зал 38




Возврат к списку