Баснописец И.А. Крылов и его герои 02.04.2019

Баснописец И.А. Крылов и его герои

Камерная выставка, подготовленная к 250-летнему юбилею литератора Ивана Андреевича Крылова (1769–1844), составлена из произведений, происходящих в основном из фондов Третьяковской галереи. Экспозиция представляет мир и окружение знаменитого драматурга, сатирика, публициста, издателя и баснописца. Перед зрителем предстает в лицах и предметах эпоха первой половины XIX века, увиденная сквозь призму взгляда «дедушки Крылова».

На выставке можно увидеть портреты людей, близких Ивану Крылову: его друзей, покровителей, адресатов его стихотворений, которые одновременно стали прототипами его литературных персонажей. Вместе с тем представленные живописные произведения принадлежат кисти художников, наиболее ярко отразивших своим творчеством дух и стиль Александровского и Николаевского времени: Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Карла Брюллова, Джорджа Доу, Павла Федотова.

Экспозиция открывается двумя прижизненными портретами Ивана Крылова. На одном из них, написанном в 1812 году Романом Волковым, молодой Крылов, только что поступивший на службу в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге, представлен в романтически-сентиментальном образе поэта с пером в руке, с растрепанными волосами и вдохновенным взглядом, обращенным вдаль. 

Иван Крылов представлен и на групповом портрете Адольфа Ладюрнера, запечатлевшего в 1839 году Торжественное собрание Академии художеств, почетным членом которой состоял писатель. На данном портрете присутствуют и другие «герои» этой выставки: уже упомянутый Карл Брюллов и Алексей Оленин, в то время президент Императорской академии художеств. Его более ранний портрет, созданный в 1820-х годах Джорджем Доу, также находится в экспозиции. Историк, археолог и художник Оленин был покровителем Крылова, а кроме того стал прообразом героя басен «Плотичка» и «Соловьи». С Олениным Крылова связывали не только деловые, но и личные отношения. Дружил Крылов и с его детьми, один из которых написал портрет писателя.  

Одной из самых любимых басен Крылова была «Демьянова уха», которая на выставке представлена в живописном и скульптурном вариантах. Первый – это одноименное авторское повторение полотна Андрея Попова 1857 года из частного собрания, а второй – редкая многофигурная композиция, созданная на Императорском фарфоровом заводе в середине XIX века. В экспозиции можно увидеть и портрет прообраза главного героя басни – современника Крылова и его «собрата» по литературному обществу «Беседа любителей русского слова», стихотворца и переводчика графа Александра Хвостова, который приобрел в своей среде репутацию навязчивого бесталанного поэта. Портрет выполнен Владимиром Боровиковским в 1801 году. Портрет еще одного участника вышеупомянутого литературного общества, писателя и адмирала, а позже и министра народного просвещения Александра Шишкова, написал в 1825 году Орест Кипренский. Это изображение также хранится в Третьяковской галерее и будет среди экспонатов выставки. Шишков, будучи к тому же президентом Российской академии и приверженцем «высокого» слога, явился прототипом героя басни «Парнас».

На выставке представлена и жанровая картина Павла Федотова «Разборчивая невеста», написанная по мотивам одноименной басни. Художник, который и сам был литератором, таким образом почтил память Крылова, скончавшегося за несколько лет до того. Полотно принесло автору заслуженную любовь публики и признание профессионального сообщества – он стал «назначенным» в академики.

Несмотря на то, что литературная деятельность Ивана Крылова была разнообразнейшей, для широкого круга читателей основное наследие И.А. Крылова – 236 басен, высмеивающих несовершенство человеческой природы. И хотя некоторые считали писателя эпигоном Эзопа и Лафонтена, лишь несколько произведений Крылова восходит к сочинениям его предшественников. Популярность Крылова не меркнет, людские пороки сохраняются, и его произведения остаются понятными и злободневными. Характерные и яркие персонажи были и остаются популярными не только у читателя, но и у художников и граверов, которые делали их героями своих картин или иллюстраций. Басни писателя еще при жизни были объединены в 9 сборников и переведены на французский и итальянский языки. В выставочных витринах расположились прижизненные издания баснописца из научной библиотеки Третьяковской галереи, а также медаль «В честь 50-летия литературной деятельности И.А. Крылова», выбитая на Санкт-Петербургском монетном дворе в 1838 году.



Возврат к списку